Интернет-холдинг «VK», в который входят социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники», сменил владельцев и руководство, став, как считают комментаторы, полностью подконтрольным российским властям.
Упомянутые соцсети были наиболее свободными тогда, когда одну из них возглавлял основной разработчик, молодой компьютерный гений Павел Дуров. Когда «ВКонтакте» набрала подписчиков и популярность, компанию у него, что называется, отжали, вынудив продать свою долю в ней и уйти. Заявив, что создаст другой продукт - еще лучше, он уехал из России вместе со своей командой программистов и сейчас живет за рубежом. Создал же он мессенджер «Telegram» («Телеграм»). Вскоре после начала работы «Telegram» спецслужбы потребовали от Дурова предоставить шифры, которыми шифруются сообщения пользователей - с тем, чтобы посторонние не смогли их прочитать. Сославшись на нормы Конституции, гарантирующие тайну переписки, Дуров отказался (собственно после этого он и эмигрировал). Позже создатель «Telegram» разъяснил, что тексты шифруются самими пользователями, и администрация «Telegram» не имеет к этому отношения. Тогда власти поставили цель заблокировать детище Павла Дурова, что оказалось невозможным, и сегодня «Telegram» - один из наиболее востребованных программных продуктов. В первую очередь у представителей власти, которые обзавелись собственными «Telegram»-каналами.
Собственниками же сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники» стали миллиардер Алишер Усманов и несколько других лиц. Вот они и продали недавно холдинг «VK» братьям Ковальчукам - Юрию, являющемся владельцем банка «Россия», телеканалов «РЕН» и «Пятый» и много чего еще, и Михаилу, директору Курчатовского института. Писатель, в прошлом политтехнолог, Станислав Белковский считает, что Ковальчуки определяют внутреннюю политику в России, и в администрации президента за нее отвечает член их, по уверению Белковского, клана Сергей Кириенко. До смены собственников «VK» холдингом руководил сын главы ВГТРК Олега Добродеева Борис Добродеев. Теперь «VK» возглавил Владимир Кириенко, сын Сергея Владиленовича Кириенко. Тем самым подчеркивается, что «преемственность власти у нас в стране осуществляется не только на президентском посту», - пишет Станислав Белковский. И продолжает: «Это всеобщий принцип, который нисколько не противоречит, как мы знаем, сменяемости власти, потому что сменяемость и смена не одно и то же. Сменяемость - это теоретическая возможность смены, которая совершенно необязательно должна происходить на практике».
Чем пользователям грозит переход популярных соцсетей к братьям Ковальчукам? Во-первых, как отмечает и Белковсский, через сети можно серьезно влиять на электорат. В данном случае, видимо, на молодой, что могло потребоваться в преддверии президентских выборов 2024 года. Во-вторых, усилится контроль за пользователями, что также пригодится к этим выборам. Усманов, живущий в основном в Лондоне, этим был, видимо, не очень озабочен, почему ему, возможно, и предложили передать ресурсы Ковальчукам и Кириенко, отцу и сыну, которые, можно не сомневаться, к выборам 2024 года уже вовсю готовятся. Неизвестно, насколько «ВКонтакте» и «Одноклассники» окажутся в руках новых хозяев в этом плане более эффективными, ведь молодежь в принципе не очень управляема. Ей же, молодежи, придется, похоже, быть при общении в виртуальном пространстве все-таки более осторожной, чем она была до сих пор. Времена-то наступают не пойми какие. Темные, в общем.
Артур ТАНИЕВ