При назначении Владимира Разумкова председателем правительства Ульяновской области губернатор Алексей Русских пожелал ему быть внимательным к чаяниям людей. Одним из первых постановлений нового главы кабмина стал документ об увеличении с 2022 года взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов (МКД) в регионе. Сразу почти на 55 процентов. Оригинально прислушался премьер к пожеланию.
Впрочем, решение резко поднять взносы на капремонт, думается, родилось в недрах губернаторской команды с согласия Русских, а Разумков оказался просто механизмом исполнения идеи. Теперь размер взносов с квадратного метра стал таким: в домах от девяти этажей и выше — 8 рублей 50 копеек, от пяти до восьми этажей — 8 рублей 60 копеек, до четырех этажей — 8 рублей 70 копеек. История минимальных взносов, напомним, развивалась в Ульяновской области следующим образом. В 2014-2016 годах платежи составляли 5,2 рубля с квадратного метра, в 2016-2019 годах — 5,4-5,6 рубля. С 1 июля 2019 года взносы выросли еще на 20 копеек. Так что наглядно можете оценить размер нынешнего скачка.
Власти моментально нашли объяснения своей «заботе» о «чаяниях ульяновцев». Во-первых, взносы на капремонт пару лет были в регионе заморожены. В основном – по политическим мотивам, особенно, на прошлый, выборный, год, когда раздражать электорат не рекомендуется. Теперь, надо понимать, пора наверстывать упущенное. Во-вторых, в 2021 году в России взлетели цена на строительные материалы. Это позволило ульяновским специалистам от ЖКХ заговорить о том, что при существовавших платежах региональную программу ремонта МКД удастся выполнять только на 40 процентов или меньше. Подорожавшие стройматериалы привели к тому, что почти сразу после сентябрьских выборов премьер-министр РФ Михаил Мишустин своим постановлением разрешил увеличивать стоимость заключенных контрактов на ремонт МКД, чтобы укладываться в растущие сметы. Тогда же, в октябре, «СК» предупреждал, что такой поворот грозит вздернуть платежи собственников квартир: «Бомба замедленного действия под взносы на капитальный ремонт заложена. Чем придется закрывать подорожавший капремонт, если не увеличенными взносами жильцов? Так что, жди повышения платы в счетах от ЖКХ». Но мы не предполагали, что в Ульяновской области эта бомба разорвется так быстро.
Ангажированные властью региональные СМИ подогревают ситуацию еще больше, сообщая, что и повышенных с 2022 года взносов на полную программу капремонта в области не хватит. Экономически обоснованные размеры взносов сейчас якобы в два раза выше новых минимальных отметок. Называются суммы 14,5 рубля для домов от девяти этажей, 20,1 рубля — от пяти до восьми этажей и 30,45 рубля – до четырех этажей. Поэтому собственники, ждущие капремонта, просто-таки обязаны сами принять решения о дополнительном увеличении платы, чтобы средств хватило на более широкий фронт необходимых работ. И во многих домах якобы так и поступают. Ну не цинизм ли это? Вопросом о добровольном повышении взносов за капремонт откровенно стравливают жителей МКД – богатых, готовых раскошелиться на что угодно, и тех, кто победнее, экономит каждую копейку, но вынужден будет платить дополнительные суммы, если общее решение оформят. А еще вопрос добровольного повышения стимулирует продавливать его управляющие компании, руководство которых стремится сорвать денег на любом ремонте – желательно с дорогостоящими работами и по задранным расценкам. При этом ни один МКД в ходе капитального ремонта не доводится полностью до нормативного состояния, чего требует логика. Смета тогда станет совсем заоблачной. Выполняются лишь отдельные виды работ.
Но самое мерзкое, что власть, повышая взносы для жителей-собственников и требуя с них регулярной оплаты, сама, как собственник, платить за муниципальные квартиры не торопится. Говорит, что в бюджетах не хватает на это средств. До сих пор подвисло исполнение и многих судебных решений о том, чтобы город отремонтировал, как требует закон, МКД, переданные в свое время частным собственникам. Опять нет денег в казне. Зато у людей деньги, видимо, должны находиться на любой рост цен. Когда начиналась приватизация жилья, люди вообще не предполагали, что им вместе с квартирами передадут в собственность (причем в общую, по обслуживанию которой трудно достичь консенсуса) лестничные клетки, подвалы, крыши и т.п. Поэтому справедливее было бы вернуть все это хозяйство государству, которое занималось бы обслуживанием за арендную плату, взимаемую с жильцов – опять же более-менее справедливую. Однако справедливость в стране нынче не в почете.
В связи с увеличением взносов на капремонт МКД напрашивается пара реплик в адрес губернатора. Как бы красиво ни высказывался Алексей Русских о партии большинства жителей Ульяновской области, все-таки иногда вспоминаешь, что он – член КПРФ. Даже член ее Центрального Комитета. А ведь одним из пунктов предвыборной программы КПРФ значилось обуздание роста цен и тарифов в ЖКХ, отмена поборов «на капремонт». Каким образом это вяжется с резким повышением взносов в Ульяновской области? Русских даже не попытается придерживаться программы компартии, искать для этого пути? И что же молчат местные коммунисты? Во времена губернаторства Сергея Морозова они давно бы уже возмущались таким антинародным решением – вплоть до акций протеста. А сейчас отправленный в синекуру Совета Федерации бывший лидер фракции КПРФ в Законодательном Собрании Айрат Гибатдинов говорит, что они не будут выступать в оппозиции к своему товарищу, при котором, по мнению новоиспеченного сенатора, уже начинают реализовываться (?) программные задачи, заявленные коммунистами в последние 5-7 лет.
Еще в последнее время часто сообщают о том, как команда нового губернатора бьется над повышением благосостояния жителей Ульяновской области. С крупным и мелким бизнесом подписываются договоры, предусматривающие в будущем повышение зарплат работникам – в среднем на 10-15 процентов. Оглашается количество ульяновцев, охваченных такими договорами. Поднимут ли зарплаты в реальности и когда это случиться – неизвестно. Но даже если всё сложится удачно, то рост платежей и тарифов на 50 процентов, как с капремонтом, заранее обесценит будущие доходы людей. При такой системе благосостояние улучшить невозможно.
Александр Галкин