Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

Подмена людей, смыслов и событий

   Замечено, что чем хуже дела в российском спорте, тем больше выходит художественных фильмов, в которых наши спортсмены из прошлого демонстрируют триумфальные результаты.

   30 декабря на экраны вышла очередная такая лента под названием «Чемпион мира» - о чемпионе мира по шахматам Анатолии Карпове. Точнее, о матче за шахматную корону между ним и Виктором Корчным, тоже советским шахматистом, эмигрировавшим из СССР и жившим в Швейцарии. Судя по телевизионной рекламе, тихий Карпов показан в фильме джентльменом, а Корчной - полуразбойником, считающим игру в шахматы войной. И совсем недавно в Дубае прошел шахматный поединок, в котором действующий чемпион мира, норвежец Магнус Карлсен в очередной раз отстоял чемпионский титул. Его соперником был россиянин Ян Непомнящий. По окончании матча Карлсен сказал, что больше в таком состязании участвовать, скорее всего, не будет, и оговорился, что исключение сделает, если только турнир претендентов выиграет - дальше он назвал какую-то иранскую фамилию. То есть Карлсену не с кем играть, и ему это стало неинтересно.

   Этот матч практически не освещался российскими телерадиоканалами. Показали только, как его посетил находившийся в Дубае в составе правительственной делегации мэр Москвы Сергей Собянин, сделавший за Карлсена первый ход в партии и пригласивший следующий матч за шахматную корону провести в российской столице. Пока счет был равным, его сообщали, а когда Магнус Карлсен начал партию за партией выигрывать, матч просто исчез из информационного поля. Конечно, если бы Ян Непомнящий победил, все наши каналы жгли бы жестью, как мы врезали норвежцам. А тут полная тишина. Во времена СССР к таким поединкам было приковано внимание миллионов. Тогда, практически весь ХХ век, в мировых шахматах доминировали советские и бывшие советские мастера: Алехин, Ботвинник, Смыслов, Петросян, Спасский, Таль, Корчной, Карпов, Каспаров. Их монополию прервал в какой-то период лишь американец Фишер, после которого шахматная корона вернулась в СССР. Но все это в прошлом. В XXI веке ее завоевывал только Владимир Крамник, затем на «престол» вошел бессменный Карлсен. И советскую шахматную школу можно считать сходящей на нет. Вместо нее теперь ее суррогат, в виде таких вот вещей, как фильм «Чемпион мира».

   Эта тенденция выдерживается и в других видах спорта. Угасание хоккея идет на фоне фильма «Легенда номер 17» - о Харламове и серии матчей 1972 года между сборными СССР и Канады, в которой СССР одержал общую победу. В баскетболе «наши победы» демонстрирует художественный фильм - поделка «Движение вверх». Обвал в российском футболе компенсирует, как считают, вероятно, лента «Стрельцов» - с ничуть не похожим на Эдуарда Стрельцова исполнителем его роли. Все эти фильмы сняты в одном стиле - «Пасть порвем, моргалы выколем!». И в качестве явной подмены страны, когда вместо СССР, в котором спорт был действительно на высоте, зритель должен читать между строк «Россия». Причем Россия современная, что является замаскированной ложью.

   И такая фальшь, кстати, не только в кинематографии - то же самое ведь и с победой в Великой Отечественной войне. Она фактически присвоена Москвой как «наша победа». Хотя много раз отмечалось, что победу в той войне одержал СССР, а не Россия. Жило в СССР вдвое больше людей, чем в России. И это победа также Белоруссии, Украины, Молдавии, Грузии, Азербайджана, Армении, Киргизии, Туркмении, Узбекистана, Таджикистана и Казахстана. Россия унаследовала от СССР ядерную кнопку и место в Совете Безопасности ООН, но не победу в Великой Отечественной войне. Ее, как минимум, надо делить, например, с Украиной. Общая победа диктует то, что какие-либо связанные с ней действия или заявления должны быть, видимо, согласованы со всеми бывшими союзными республиками, ныне независимыми государствами.

   Но политика подмены смыслов стала у нас генеральной линией и создает некую виртуальную реальность во всех сферах жизни. Это как в российской продовольственной индустрии сегодня: разрыхлитель, имитаторы вкуса и запаха, консерванты - и не отличишь от настоящего. Для чего приходится что-то из реальной реальности просто выбрасывать, как победу Магнуса Карлсена в матче за звание чемпиона мира по шахматам, и усиленно рекламировать победу Анатолия Карпова.

Андрей СЕМЕНОВ