Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

По старой колее

   Недавно окончательно принят закон о бюджете Ульяновской области на 2022 год. Это первый бюджет, разработанный при новом губернаторе, после 16 лет правления старого. Значит, рождение закона можно сравнить с ожиданием перемен. О главном финансовом документе региона за последнее время сказано много, дана масса оценок и комментариев, но суть любого бюджета в одном: как, опираясь на него, смогут жить люди? Если отбросить словесную шелуху вокруг этого закона, то вывод просматривается грустный: при новом бюджете жизнь ульяновцев вряд ли улучшится. Губернатор Алексей Русских назвал облбюджет-2022 приемлемым и компромиссным. Но для чего он приемлем? И какой с кем найден компромисс?

   Сегодня больше, чем завтра

   Когда член КПРФ Русских был назначен президентом России руководить Ульяновской областью, от него ждали каких-то решительных действий по оздоровлению ситуации в регионе и попыток претворить в жизнь, хотя бы частично, тезисы предвыборной программы КПРФ. Например, установление прожиточного минимума в 25 тысяч рублей, обеспечение бесплатной и качественной медициной или обуздание роста цен и тарифов ЖКХ. Ничего подобного не последовало. Ульяновцы решили, что, видимо, пока рано: вот состоятся выборы, и тогда получивший власть народным волеизъявлением губернатор сможет сделать какие-то концептуальные шаги, обозначит свою стратегию и тактику. Однако опять ничего не родилось, кроме заявлений, что наболевшие проблемы надо решать. Это свидетельствовало о том, что КПРФ в стране - очень уже системная оппозиция, слишком вжившаяся в систему и ставшая ее удобной частью. Либо лишь о формальной причастности функционера власти Русских к коммунистам – для определенных политических целей. Оставалось дождаться облбюджета, сформированного при новом губернаторе: появятся ли там какие-нибудь кардинальные сдвиги, способные изменить жизнь ульяновцев к лучшему? И вот закон о бюджете на 2022 год принят. Такое впечатление, что разрабатывался он в основном командой прежнего губернатора - слишком много «знакомых там черт». А нынешнего главу региона это устроило: сильна, видимо, внушенная президентом преемственность власти в регионе.

   Завтрашний бюджет не сулит обнадеживающих перспектив. Судите сами. Доходы областной казны утверждены в размере 72,9 млрд рублей, расходы – 77,9 млрд рублей. Но ведь сегодня текущий бюджет, с помощью дополнительных поступлений, уже достиг 79,8 млрд рублей по доходам и 87,7 млрд рублей по расходам. Это значительно больше, чем заложено на следующий год. И что, жизнь в нашем регионе сейчас можно назвать нормальной, удобной для людей? По-прежнему существует масса острейших проблем – в здравоохранении, в работе общественного транспорта, в уборке дорог зимой. Доходы ульяновцев - одни из самых низких в стране.

   Большинство экспертов уверены (и с ними можно согласиться), что доходы облбюджета-2022 в ходе исполнения тоже обязательно вырастут. Губернатор Русских, представляя проект бюджета в Законодательном Собрании, спрогнозировал, что собственных доходов удастся собрать больше запланированного на 5-6 миллиардов. Плюс еще ожидаются сверхплановые федеральные субсидии. Но ведь такая бюджетная схема запускалась в последнее время и при губернаторе Сергее Морозове. Искусственно заниженные на старте доходы по сравнению с исполнением предыдущего бюджета, намеченный загашник увеличения доходной части, рост казны в течение года, а в результате – ничего путного. На многое денег до сих пор не хватает, благосостояние ульяновцев не растет.

   Кстати, если новый губернатор уверен, что регион в следующем году соберет доходов на 5-6 млрд рублей больше запланированного, то почему бы их сразу, сегодня, не распределить по расходным статьям? Доходная часть 2022 года при этом как раз достигла бы примерно нынешних 79 млрд рублей. Искать допдоходы, отталкиваясь от этого уровня, будет честнее, а возможная прибавка получится по-настоящему внеплановой. При Морозове так не делалось: скорее всего, чтобы гарантированно похвалиться в следующем году впечатляющим ростом доходов и проделанной для этого властями титанической работой. Похоже, сохраняется подобная система и дальше.

   Еще Морозов традиционно провозглашал задачу для региона войти в максимально возможное число федеральных проектов и программ, чтобы получить дополнительное финансирование. Заявил о таком намерении и Русских, отметив, что «у нас есть все основания для существенного увеличения размеров федеральной поддержки» и центр проявляет к нам особое внимание. Морозовская команда с этой задачей справлялась слабо: в основном регион «впереди паровоза» попадал в какую-нибудь программу-ловушку типа «альтернативной котельной». На чем базируется уверенность Русских по взаимоотношениям с Москвой, трудно сказать. Пока Ульяновской области федералы выделяют не больше средств, чем другим – всё, как говорится, в пропорции. Лишь перед осенними выборами подкинули чуть больше. На следующий год федеральная помощь облбюджету заложена в размере 18 млрд рублей – негусто. Говорят, что вскоре после Нового года она увеличится миллиарда на три, а там, глядишь, и еще. Но до этого дожить требуется: пока всё на стадии прожектов. Для сравнения: с января по ноябрь нынешнего года из центра в регион поступило 22,9 млрд рублей.

   Если при формировании доходной части региональной казны на будущий год мало что изменилось, то, возможно, какие-то прорывы таит в себе структура расходов? Нет, и здесь ничего особенного. Некоторые существенные для жителей разделы даже убавились. На хронически больное здравоохранение, например, заложено 12,5 млрд рублей – на 123 миллиона меньше, чем в 2021 году. Ужались и многие другие расходы. Во–первых, бюджет верстался, как было заявлено, в режиме жесткой экономии. Во-вторых, на расходы повлиял новый вариант закладки денег на зарплаты бюджетникам и социальные выплаты.

   Подушечка безопасности

   Впервые за много лет средства на зарплату бюджетникам и социальные обязательства прописаны при подготовке облбюджета не на 7-8 месяцев, а на 11 с половиной – почти до конца следующего года. Но для жителей это не принципиально. Что-что, а зарплату бюджетникам всегда отдавали, пусть региону и помогала Москва. Теперь от нее ждут помощи по другим направлениями расходов: ведь чтобы предусмотреть зарплату на 11,5 месяцев, потребовалось недофинансировать что-то другое. Не заложить, например, деньги на социально-экономическое развитие, хотя вскоре после назначения в Ульяновскую область Алексей Русских сожалел, что она топчется на месте, не развивается. Теперь он привел такую логику на 2022 год: все собственные дополнительные доходы, вся федеральная финансовая поддержка будут направлены на развитие социальной, дорожно-транспортной, коммунальной, инженерной инфраструктур региона. Но мы уже говорили, что допдоходов надо еще дождаться. Выходит, развитие будет финансироваться с колес, по остаточному принципу. Или за счет частных инвестиций, грешащих нестабильностью и нацеленных исключительно на извлечение прибыли.

   Губернатор Русских также намерен вернуть социальный оптимизм ульяновцам – путем повышения доходов и снижения уровня бедности. Он заявил:

   - Заложена индексация зарплаты для всех категорий работников бюджетной сферы, а также повышение с 1 января 2022 года педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций на 17,9 процента. Кроме того, финансово обеспечена индексация на 4,1 процента с 1 февраля 2022 года мер социальной поддержки жителей региона. Это значит, что мы гарантируем нашим землякам пусть минимальную, но подушку безопасности.

   Точнее сказать не подушку даже, а подушечку вроде думки. Названные проценты вроде бы могут бороться с уровнем официальной инфляции в целом. Но посмотрите, как разбушевалась инфляция уже сейчас на продовольственном рынке: цены зачастую взлетают на десятки процентов или в разы. А большинство ульяновцев основную часть своих доходов тратят именно на продукты питания.

   То же самое относится и к соглашениям власти с предприятиями, которые обязуются поднять у себя зарплату на 10-15 процентов. По данным обладминистрации, более 1000 соглашений уже подписано. Лучше, чем ничего, но вряд ли это эффективно решает проблему борьбы с бедностью. Во-первых, соглашения еще только предстоит выполнить, во –вторых, рост цен сжирает прибавки, не поперхнувшись.

   Наряду с благополучием жителей, главная оценка для закона о бюджете – сохранение населения. Так вот, при «компромиссном и приемлемом» облбюджете население региона в 2022 продолжит сокращаться. По базовому прогнозу ульяновцев станет меньше за следующий год тысяч на восемь.. Продолжатся снижение рождаемости (с 8,3 до 8,1 родившихся на 1000 человек населения, потом – еще активнее), и рост смертности. Негативные тенденции грозят сохраниться и дальше.

   Слились в единодушии

   Депутаты ЗС приняли бюджет области во втором чтении подавляющим большинством: лишь один человек был против и еще один не голосовал. Обе самые крупные фракции, антагонисты в политической борьбе, на сей раз слились в единодушии. Фракция КПРФ заявила о выраженном таким способом кредите доверия новому губернатору, своему однопартийцу. Фракция «Единой России», кажется, готова проголосовать за любой бюджет лишь бы не раскачивать лодку, снаряженную в наш регион Кремлем.

    Через несколько дней Алексей Русских на заседании Градосовета, обсуждая планы по строительству в Ульяновске «легкого метро» (на опорах, из нового города в Железнодорожный район) высказал мысль закольцевать электричкой движение по мостам через Волгу. Кажется, нечто похожее мы уже слышали – дирижабли, струнный транспорт… Может, лучше, наконец, с обычным городским транспортом навести порядок, рационально используя бюджетные средства, или это невозможно?

Владимир Самарин