Руководство страны распорядилось о мерах по развитию восточных окраин России. Меры смахивают на отчаянные и бесперспективные.
Первой среди этих мер СМИ называют выплату семьям при рождении третьего и последующего ребенка по миллиону рублей в качестве материнского капитала. В отличие от 600 тысяч с хвостиком, которые полагаются таким семьям в остальной России. Этот миллион и обозначил главную, вероятно, проблему Дальнего Востока - обезлюдение. Правда, развернуть миллионом тенденцию в обратную сторону вряд ли удастся, как не удается вообще остановить маткапиталом демографический спад и сокращение населения России. Чтобы такая мера была эффективной, нужно, думаю, давать на детей столько денег, чтобы семья смогла на них и достойным жильем себя обеспечить, и жить, если родители даже не работают. Это, кроме разных других аспектов, которые влияют на желание людей заводить семьи и иметь детей, таких, как социальный оптимизм и общественно-политические свободы.
Помимо денег при рождении детей, правительству поручено распространить так называемую дальневосточную ипотеку на врачей и учителей, проработавших в регионе не менее пяти лет. Эта ипотека, если не ошибаюсь, под два процента годовых. То есть врачи и учителя должны, живя на Дальнем Востоке или приехав туда, пять лет отработать, снимая, скажем, жилье или обитаясь в общаге, чтобы им выдали кредит на квартиру под два процента. И потом лет 15 расплачиваться за эту купленную квартиру. Пусть и под два процента, а не под семь-восемь, как в центральной России. Не уверен, что желающих на эти условия жизни на Дальнем Востоке педагогов и медиков найдется много. Было бы другое дело, если бы жилье им предоставлялось бесплатно, как это и было во времена СССР по всей стране и с людьми любых профессий.
Поручено также увеличить субсидирование авиаперелетов с Дальнего Востока в европейскую часть России. Повысить сумму кэшбека, возвращаемого туристам, посещающим восточные окраины, до 40 тысяч рублей на человека. Создать условия для ведения бизнеса на Курильских островах. Организовать на постоянной основе грузоперевозки по Северному морскому пути (СМП). Эта идея обсуждается давно. Когда огромный танкер перегородил Суэцкий канал, наши напомнили, что перевозки по СМП безопаснее и ближе, чем, например, в обход Африки, и потребители могут воспользоваться им для перевозки грузов между Восточной Азией и Европой. Особого отклика этот призыв, судя по всему, не нашел, и, видимо, не найдет, пока Россия в контрах со всем миром. Чтобы мир прибег к ее услугам, ей, на мой взгляд, надо изменить свою риторику с агрессивно-шапкозакидательской на дружелюбную и толерантную. В эту же сторону изменить и отношение с другими, прежде всего, демократическими странами Запада и Востока.
Решить, наконец, проблему Курильских островов, убрав из отношений с Японией, одним из ключевых мировых игроков, этот раздражающий фактор. Из-за него никакого серьезного бизнеса не может быть ведь и на Курилах. Токио к Приморью и Сахалину куда ближе, чем Москва, и бизнес будет опасаться санкций с ее стороны и со стороны ее союзников. Нужно перестать глумиться над Евросоюзом, основным потребителем товаров из Азии и основным поставщиком того, что потребляет Азия, и перейти в разряд европейских партнеров. Пора перестать терзать Украину. Тогда Европу заинтересует и наш Северный морской путь. Оживет и вздохнет тогда и Дальний Восток и вся Россия, и наша страна превратится в востребованное всеми государство. И не нужны будут никакие подачки в виде этих самых кэшбеков, чтобы наших же граждан заманить на нашу же территорию.
Для нормальной жизни у России все есть. У нее нет нужды до зубов вооружаться, поскольку она имеет один из крупнейших в мире ядерных арсеналов, и ей никто не угрожает. Она имеет огромную территорию, раскинувшуюся между Европой и Азией, между Западом и Востоком, через которую напрашивается путь в обоих этих направлениях. Кинорежиссер Андрей Кончаловский несколько лет назад, когда он не был еще контужен квасным патриотизмом, то ли искренним, то ли конъюнктурным, предложил идею строительства скоростной железнодорожной магистрали от столицы Португалии Лиссабона (берег Атлантического океана) через Европу и Россию до Берингова пролива, по тоннелю под этим проливом до Аляски, вдоль западного побережья Аляски, Канады и США до Мексики, дальше через Латинскую Америку до ее южной оконечности. Великолепная, на мой взгляд, идея. Представляете объявление на железнодорожном вокзале Казани: «Прибывает скорый пассажирский поезд Лиссабон - Буэнос-Айрес. Время стоянки - 10 минут». Вот это было бы стоящее дело для мирового сообщества, включая Россию, а не суета вокруг какого-нибудь Крыма или экс-президента Грузии Михаила Саакашвили.
Юрий КАШИНСКИЙ