Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

Непростая задачка для «шахматиста» Русских

   Предвыборный расклад в 187 избирательном округе

   Летят перелетные птицы?

   Когда с легкой руки бывшего губернатора Сергея Морозова в регион, словно свежий ветер из Подмосковья, залетел энергичный и подвижный, немножко не похожий на нашу мрачную модель житель Москвы Владимир Кононов, мне казалось, что результаты выборов предопределены. Потому что администрация президента провела предсказуемую «расторговку», фактически (зачем - это уже другой вопрос) спасая Алексея Куринного от неминуемого поражения в своем избирательном округе. Почему я так говорю? Да потому что живу в Ульяновске не первое десятилетие, есть множество самых разных друзей в Димитровграде и вообще друзей много, осведомленных и разных. Я не ориентируюсь на социологию, которую дают предвыборные штабы, манипулирующие мнением избирателей. Или на «экспертные» интервью записных политтехнологов и политологов, отрабатывающих свои пайки. Я просто понимаю, что мода на Алексея Куринного уже прошла. Да и ответить за не самую эффективную «красную» димитровградскую власть на этих выборах пришлось бы. Наверное, пришлось бы ответить и за ту довольно странную работу, которую депутат вел последние пять лет в Государственной Думе, фактически игнорируя интересы Ульяновской области. Человеком, который «приносит деньги в регион», Алексей Куринный не был никогда.

   Тем не менее, по чьей-то оригинальной политической воле Алексею Куринному нарисовали депутатское долголетие. Отправили в федеральную часть списка партии, обеспечив беспрепятственное переизбрание. Но недаром говорят, что можно вывезти девушку из деревни, а вот вывести деревню из девушки - нет. Так и с Куринным - вывезти из Ульяновской области Алексея смогли, но мыслями он по прежнему здесь. Ведет на выборы своего 32-летнего соратника.

   Наш Санчо Панса

   Чтобы вы понимали, кто такой кандидат в депутаты Виталий Кузин. Это как если бы Дон Кихот уехал сражаться с ветряными мельницами (а Куринный по воле кураторов и губернатора Алексея Русских улетел с глаз долой на Камчатку, курировать местные выборы), а на хозяйстве остался Санчо Панса Кузин. Вспомним великий роман Сервантеса. Недалекий толстяк, привлеченный обещаниями Дон Кихота сделать его в будущем графом и губернатором острова, таскает поклажу, нарезает странствующему рыцарю багеты с хамоном. Функции Кузина не сильно отличались от должностных обязанностей Санчо Пансы. Он закончил Сельскохозяйственную академию. Однако, ни дня не проработав в полях,
почти сразу ушел заместителем главного редактора в газету «Левый марш». Потом Виталий Кузин перекочевал на должность помощника депутата - внимание! - не просто помощника, а оплачиваемого помощника. То есть он становится частью истеблишмента и понимает, насколько привлекательны блага, даруемые властью.

   На сегодняшний момент 32-летний соратник Алексея Куринного - без пяти минут депутат Государственной Думы РФ с 700-тысячной зарплатой, с молодой женой, без детей. Так что смогут попутешествовать вдоволь, отдохнуть, набраться в Москве мощи, энергии, сделать светскую карьеру. Кузин - это человек, которому может несусветно повезти. Выиграть в лотерею миллион долларов - это ничто по сравнению с тем, что получит Кузин. Он получит власть.

   Прилетит друг-волшебник?

   А почему Кузин? Да потому что Кононов региону как-то «не заходит». Во-первых, Кононов остался наследием Морозова, а Морозов уже, мягко говоря, сам не тот. Губернатору Русских топить за Кононова смысла нет, у него своя избирательная кампания. И вообще, парадокс, который Ульяновску нарисовал Кремль, это попытка выбрать губернатора-коммуниста вместе с депутатами-единороссами в один день и с одними и теми же высокими показателями. Что, конечно, заставляет вице-губернатора по внутренней политике Александра Костомарова и его привезенных из Подмосковья политтехнологов разрываться, но тем не менее готовить, прежде всего, голосование на дому.

   Когда люди сегодня спрашивают, как «Единая Россия» с 20% рейтинга собирается выполнить поставленную на съезде задачу набрать 55%, я вам отвечу (мои друзья работают в системе избирательных комиссий), что в пятницу, 17 сентября, на участки должны прийти все те граждане, которые записались на праймериз. Помните, как по предприятиям тащили людей, заставляли регистрироваться на «Госуслугах» и сдавать свои личные данные фактически лично вице-губернатору Костомарову. Теперь эти люди, по сути дела, в электоральном рабстве. Их обяжут прийти. Единственный вопрос - никто не знает, как они проголосуют.

   Судя по тем настроениям, которые вижу я, даже те бюджетники, которых будут принуждать голосовать за Кононова и Морозова, вероятнее всего, с удовольствием проголосуют за любых других кандидатов: Грачева, Моргачева, Горячева и того же Кузина.

   Вторая задача, которая стоит перед Александром Костомаровым, это голосование на дому. Голосование на дому - это всегда высокий уровень фальсификаций, это давление. Сотрудники социальной сферы будут проезжать по своим бабушкам. Бабушкам будут помогать тыкать в графу с «Единой Россией». На 187 округе Костомаров задумал отправить в поход по квартирам сразу три урны с каждого избирательного участка. Как к этому отнесется областная избирательная комиссия, не знаю. Вряд ли областной комиссии нужен чужой геморрой. Потому что обвинения в подтасовке результатов выборов, которая становится для Костомарова единственным способом выполнить его контрольные показатели, лягут в конечном счете на плечи и репутацию избирательной комиссии. Юрию Андриенко такой подарок от подмосковного чиновника, который уже сидит на чемоданах и собирается покинуть регион, не нужен.

   Сбитые летчики в небе над Волгою

   Итак. Александру Костомарову любой ценой нужна победа Владимира Кононова. А губернатору Алексею Русских победа Владимира Кононова не нужна даром. Потому что с Кононовым он работать не хочет. С Кононовым хотел работать Морозов. Но сам Морозов не факт, что изберется депутатом из-за того, что Кононов не заходит в регион, вызывает отвращение и негативную реакцию. А если Морозов не станет депутатом Государственной Думы, то, скорее всего, в его отношении будут возбуждены уголовные дела.

   Если начнут прессовать Морозова, то могут посыпаться и его партнерские бизнесы. Силовикам давно есть чем заняться. Риск оказаться под следствием есть у Ольги Никитенко, Екатерины Убы. Еще неизвестно, как отсутствие статуса депутата скажется на самом Морозове в рамках пересмотра скандального дела фармацевтов. По нему, с учетом новых обстоятельств, есть резон силовикам пригласить на «разговор» бывшего губернатора, явно покровительствовавшего этой группе. В которую, как мы помним, входил его близкий друг по Димитровграду Игорь Тихонов, ныне осужденный на пять лет.

   Стрелять так стрелять?

   Соответственно, цена этих выборов не кошелек, а голова. И вот, во всю эту канитель затесался Сергей Моргачев. Моргачев, конечно, спутал карты многим. И поэтому Моргачева явно хотят снять с выборов. Но для чего? Одни для того, чтобы выборы выиграл коммунист Кузин.

   А для вице-губернатора Костомарова контрольный показатель - избрать Кононова. И поэтому он тоже хочет снять Моргачева. Потому что за Кононова ему дадут медаль и направят на работу в какой-нибудь сытный регион, типа рассматриваемого им сейчас Ростова. Александр Костомаров хочет уехать из Ульяновской области, потому что понимает, что вошел в серьезный клинч с местными элитами. Которые, по сути дела, объединились вокруг Сергея Моргачева - понятного для них человека, за которым стоит чуть ли не весь агропромышленный комплекс, директора предприятий ВПК, связанные с Ростехом, и столичные силовики.

   Зачем он в наш колхоз приехал?

   Почему за Моргачева впряглись аграрии? Этот вопрос требует отдельного анализа. Рейтинг Моргачева на старте кампании был ничтожен. Во-первых, он выдвигается от «Справедливой России». А во-вторых, репутация бывшего начальника ГИБДД, по идее, как камень должна тянуть даже самое роскошное тело на дно самого глубокого озера. Конечно, честных ментов люди уважают, но вообще-то за полицейских в России голосуют плохо.

   Однако. Есть важное но. Владимир Кононов, как представитель Подмосковья, связан с крупным аграрным столичным бизнесом, и поэтому достаточно явно артикулирует идею о приходе в сельскохозяйственные районы Ульяновской области «крупных инвесторов». От словосочетания «крупный инвестор» всех, кто работает на селе, бросает в мелкую дрожь. Потому что за этой фразой маячит появление гигантских федеральных агропромышленных холдингов, у которых есть две абсолютно противоречивые задачи. С одной стороны, повышать эффективность производства. С другой, снижать расходы.

   Люди, которые сегодня имеют собственную землю и хорошо на ней живут, будут поставлены перед необходимостью продать ее за копейки под давлением вплоть до уголовного (депутат Госдумы сможет легко инициировать такие процессы). А люди, которые работают на этой земле сегодня за приличные деньги, с приходом таких инвесторов будут вынуждены работать как батраки.

   Все это вписывается в понятия нового российского сословного общества, когда трудовым ресурсам адресуется фраза «люди - новая нефть». Абсолютное нежелание батрачить и попадать в новое рабство есть у каждого крестьянина, который сегодня зарабатывает на местных эффективных предприятиях достаточно приличные деньги. Это проблема номер один.

   Ульяновской области - федеральные отходы?

   Проблема номер два - это проблема строительства комплекса по переработке отходов первой категории токсичности с помощью плазменной установки на НИИАРе. Это старая идея Анатолия Чубайса, с которой очень короткое время носился и Сергей Морозов. Но после фиаско при Подкуровке, когда экологи не пустили в регион китайский цементный завод, Сергей Иванович к идее поостыл. Но появление Кононова, который является идеальным лоббистом и связным Чубайса по организации этого действительно очень важного для страны проекта, говорит о том, что сама идея живее всех живых. Отходы первой категории токсичности сегодня хоронят только на одном полигоне в Томске. Создать такую инфраструктуру в Димитровграде достаточно логично. Потому что в принципе район уже экологически нагруженный и как-то дополнительно ухудшить обстановку там довольно сложно, а НИИАР имеет прекрасную научную базу для успешной реализации проекта.

   Двое из ларца

   Два приведенных выше фактора делают потенциал избрания Кононова достаточно ограниченным. Но открывают хорошие перспективы для двух остальных кандидатов. Прежде всего для Моргачева, которого опять же поддерживают местные элиты, но который и сам демонстрирует высокую вовлеченность в избирательную кампанию. Честно говоря, кандидат Моргачев паразитирует на своей антикоррупционной истории, которая кончилась покушением, избиением и теми шрамами, с которыми этот человек сегодня вынужден жить. Но эксплуатация образа комиссара Каттани от ГИБДД уже находит достаточно значимый отклик. По крайней мере, это самая эффективная избирательная кампания. Это кампания, завязанная на интересы Ульяновской области. И совершенно понятно, что этот депутат будет жить здесь, будет более понятен и открыт для избирателей, чем кто-либо другой.

   Наверное, так же как Дмитрий Грачев - другой интересный кандидат и действующий депутат Законодательного Собрания региона. Человек очень закрытый. Достаточно сказать, что в 90-е встречаться с Димой Грачевым на темных улицах не следовало. Он, скажем так, представлял интересы определенных уличных структур Ульяновска, был там в авторитете. Это человек, держащий свое слово. Очень неглупый, цепкий и, в принципе, не будь ЛДПР, его альма-матер, возможно, что у Грачева была бы другая траектория политической карьеры. Но на сегодня он, как и Моргачев, относится скорее к категории скрытых лидеров выборов в 187 округе. Где по-прежнему, несмотря на все описанное, вероятность победы Кузина кажется наиболее высокой.

Алексей ЕРШОВ