Врио губернатора региона Алексей Русских дал большое интервью ульяновскому спецвыпуску одной из московских газет.
Предполагалось, вероятно, что это интервью будет программным, но, на мой взгляд, оно показало лишь, что никаких свежих идей по развитию области Русских не имеет и повторил охвостки многолетнего пиара своего предшественника Сергея Морозова. В интервью врио фактически подтвердил версию о главной цели своего назначения в нашу область, высказанную «Курьером» еще в апреле, - нивелировать протестный потенциал КПРФ и обнулить ее лидера Алексея Куринного. «Нужно, чтобы Ульяновская область успокоилась, - сказал он, - необходимо примирить людей, направить их энергию на созидание... Моя главная задача - консолидировать в регионе все политические силы, обратить их на благие дела, созидание... Моя задача - определить для каждого из них сферу, где они смогут максимально эффективно себя проявить...» Для Куринного эта сфера уже определена - в федеральном предвыборном списке КПРФ и подальше от Ульяновска, остальное же в этих тирадах - не больше, чем словесный флер.
- Назовите приоритетные для Вас отрасли, - просит журналист.
- Прежде всего авиастроение и все, что связано с авиацией. У нас есть мощнейшее предприятие - «Авиастар-СП» с его тысячным коллективом. Лет на двадцать вперед оно обеспечено заказами. В этом году завод должен собрать пять ИЛ-76МД-90А, план - выйти на 12 самолетов в год... Также в числе приоритетов - автопром, композитная отрасль, сельское хозяйство, зеленая энергетика. Огромный потенциал у Димитровграда - это единственный город в России, где работает много ученых и реализуется мощнейший проект стоимостью 140 миллиардов рублей по строительству ядерного многоотраслевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах. Это грандиозная стройка, которую планируется завершить на год раньше, в 2027 году. Ввод реактора в эксплуатацию определит будущее НИИАРа на 60 лет вперед.
Еще один уникальный димитровградский объект - Центр ядерной медицины, единственный в мире, где представлены сразу четыре технологии лечения онкобольных...
Перечислять эти «четьи-минеи» любил и Морозов, только какое отношение к ним имеет руководство области и ее глава? «Авиастар» - в составе Объединенной авиастроительной корпорации, а это федеральная структура. Работает на Министерство обороны. «Мощнейшим» завод считался, когда на нем было занято раз в пять людей больше, чем сейчас, и он производил пассажирские лайнеры. Реактор на быстрых нейтронах - епархия «Росатома», и еще неизвестно, чем он станет для Димитровграда, который, наверное, уже не нагружать атомом надо, а разгружать. Центр ядерной медицины - это Федеральное медико-биологическое агентство, когда он, наконец, заработает, никто не знает. «Зеленая энергетика» - любимое детище Вексельберга, Чубайса и Морозова в виде ветряков в Чердаклинском районе, которые и так-то непонятно, для чего области нужны, а нынешним летом из-за штиля по много дней подряд еще, думаю, и убыточны. Где и в чем во всем вышеперечисленном Русских видит свою роль и участие как руководитель региона?
- Вся правая сторона Ульяновска и близлежащие районы пьют воду из Волги, - говорит Алексей Русских. - Она хлорированная, плохого качества, употреблять ее крайне нежелательно, это вопрос здоровья и наших детей, будущих поколений. В советское время в Кузоватовском районе нашли линзу чистейшей артезианской воды, сделали проект 40-километрового водовода, который начал реализовываться. Но впоследствии его заморозили из-за развала СССР. Стоимость проекта - 11 миллиардов рублей. Мы переговорили на эту тему с премьер-министром Михаилом Мишустиным, было принято решение, что частично строительство профинансируется за счет федеральной программы «Чистая вода», частично - из Фонда национального благосостояния России. Так что есть все основания полагать, что в 2024 году ульяновцы смогут пить воду из-под крана.
Обещанного, что называется, ждут еще три года. Но, уважаемый Алексей Юрьевич, делая заявление о крайней нежелательности пить то, что пьют ульяновцы, то есть о том, что пьют они практически отраву, Вам, мне кажется, надо не обещать чистую воду через три года, а, во-первых, вводить режим ЧС и немедленно начинать снабжать жителей качественной водой (привозной, к примеру) и, во-вторых, слать заявку в Москву на срочное финансирование строительства водовода и срочно же это строительство начинать. Или не делать подобных заявлений, сильно смахивающих на неумные и крайне безответственные. Или это, может быть, скрытая реклама воды из супермаркетов?
Сказку про белого бычка, в смысле про чистую воду из-под Кузоватова, ульяновцы слышат десятилетиями, продолжая употреблять при этом то, что употреблять, по Вашим словам, нежелательно.
«Наша обязанность - смотреть вперед, - рассуждает врио губернатора, - а потому я предлагаю запустить в Ульяновской области проект, который позволит ответить на важные для каждого ульяновца вопросы: «Как мы хотим жить через 5-10 лет?», «Какой увидят область наши дети и внуки?..» Нужна масштабная общеобластная дискуссия на самых разных общественных и профессиональных площадках. В итоге мы получим коллективное представление жителей Ульяновской области о будущем в горизонте 2030-2050 годов. Уже на этой основе и будут строиться наши амбициозные планы». Комментировать это, честно говоря, не хочется. Ваши внуки Ульяновскую область вряд ли увидят - они будут либо в Москве, либо в Париже. Жаль, что население ваша команда не просит высказаться о будущем региона в горизонте 2100 года, - могло бы получиться живописно. Но вообще проекты на тему «Как бы я провел лето в Диснейленде», по-моему, несерьезны и просто глупы.
- Давайте представим, как Ульяновск изменится за ближайшие пять лет? - спрашивает газета Алексея Русских.
- Я надеюсь, что это будет регион с доходом бюджета не менее 140 миллиардов рублей. С красивой Соборной площадью и набережной из гранитных плит, с хорошо укрепленным берегом без угрозы оползней. Вода из-под крана будет не хуже знаменитой «Волжанки», - отвечает Алексей Юрьевич.
В его ответе нет, правда, людей, и мы добавим по этой части из Николая Гоголя: «Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах». Это Манилов думал из «Мертвых душ».
Василий МЕЛЬНИК