В ожидании обещанных автобусов ульяновцам по-прежнему остается втискиваться в маршрутки
Работа общественного транспорта давно является острой проблемой нашего региона. Это лишний раз подтвердила недавняя «прямая линия» врио губернатора Алексея Русских с ульяновцами. Люди жаловались на срывы расписания, отсутствие подвижного состава по вечерам, на плохое качество обслуживания и многое другое. После ответа Русских появились сообщения в ряде СМИ, что скоро для Ульяновской области за счет федеральных средств будут закуплены сотни единиц транспорта – автобусов, трамваев, троллейбусов. Неужели в самом деле?
Врио губернатора ответил так:
- Со следующего года начинает работать федеральная программа модернизации пассажирского транспорта, планируется, что она будет рассчитана на три года. Свою заявку мы туда подали. В случае одобрения и выделения финансирования планируем закупить для Ульяновска 100 новых автобусов, 50 трамваев и 30 троллейбусов, а также 140 автобусов среднего и малого класса для районов. Работа ведется, будем обращаться, просить поддержки. Уверен, за три года проблему решим – все для этого делаем.
Русских уточнил, что в целом наша заявка «весит» 5,5 млрд рублей.
Теперь давайте разберемся. Пока еще никаких федеральных средств на обновление транспортного состава Ульяновской области не выделено – мы на них только надеемся, поэтому обещать закупку рано. Надеемся на сумму более пяти миллиардов. Насколько она реальна? Недавно Законодательное Собрание распределяло дополнительную финансовую помощь из российского бюджета, поступившую в регион в размере полутора миллиардов рублей, так председатель ЗС Валерий Малышев подчеркнул, что никогда прежде столь крупного транша мы не получали. А на новый транспорт хотим, выходит, в три раза больше. Ранее сообщалось, что на обновление общественного транспорта из российской казны в следующем году планируется направить 27 млрд рублей. Не столь велика сумма на всю-то страну, чтобы рассчитывать на крупные перечисления. Гуляет еще, правда, где-то в верхах идея комплексной программы модернизации пассажирского транспорта в стране до 2030 года стоимостью в 5,1 триллиона рублей, из которых федеральных ожидается порядка 750 миллиардов в виде софинансирования. Но это пока вилами на воде писано.
Отметим также, что те сотни автобусов и трамваев, на которые наш регион только, может быть, получит деньги, предполагается приобрести в течение трех лет. Объем нового подвижного состава сразу как-то размывается от этого. В прошлом году, по данным облправительства, было закуплено 145 автобусов средней вместимости «Симаз» и 29 новых трамваев «Львенок». Сильно ли снизилась острота транспортной проблемы?
Обновление и увеличение подвижного состава - процесс, несомненно, нужный. Однако, пока суд да дело, ульяновцам хотелось бы видеть более четкое, упорядоченное движение существующего общественного транспорта – пусть даже маршруток, за неимением лучшего. Ведь сегодня пассажиров в регионе перевозит около 1800 единиц подвижного состава. По данным областного министерства транспорта, на его базе сейчас действует Региональная навигационная информационная система (РНИС), с помощью которой осуществляется ежедневное отслеживание расписания, своевременности выпуска подвижного состава и соблюдения правил безопасности дорожного движения водителями. К РНИС якобы подключен весь транспорт, используемый для пассажирских перевозок на территории области: 1556 автобусов, 59 троллейбусов, 178 трамваев. В случае зафиксированных фактов нарушения со стороны перевозчика сотрудники ведомства направляют обращение в соответствующие органы для принятия мер.
Во все эти красивые слова как-то слабо верится людям, бесконечно стоящим на остановках в ожидании транспорта после девяти часов вечера и по выходным через Волгу, или из нового города на Нижнюю Террасу, или еще в каких-нибудь глухих (а то и не совсем глухих) углах Ульяновска. Да и какие особо меры к тем же нерадивым перевозчикам могут принять «соответствующие органы», если даже поправки в местный Кодекс об административных правонарушениях, вводящие штрафы за незаконное изменение маршрута движения, несоблюдение расписания, срывы рейсов, до сих пор не рассмотрены и не приняты Законодательным Собранием? «СК» недавно писал, что такие поправки разработаны, они предусматривают штрафы от 5 до 40 тысяч рублей. Суть даже не в том, чтобы начать нещадно штрафовать всех перевозчиков, работающих по нерегулируемым тарифам. Но хотя бы какой-то инструмент воздействия на нарушителей иметь нужно.
В общем, ответ Алексея Русских по пассажирскому транспорту на «прямой линии» не очень воодушевил ульяновцев. Обещания все когда-нибудь наладить и устроить люди слышали от властей не раз, но потом часто не дожидались положительных изменений, поэтому слабо доверяют таким посулам. Ответы врио губернатора на другие темы (по зловонию в Мулловке и на юго-западе Ульяновска, по водоснабжению сел и т.п.) своим характером тоже напоминали транспортный. С призывами потерпеть, с «далекими горизонтами планирования», с прицелом на будущее… Не очень впечатляет. Зато самому врио формат «прямой линии» в общении с ульяновцами понравился.
- Планирую проводить «прямые линии» ежеквартально. Поручил министрам чаще выходить в онлайн и общаться с людьми. Серия тематических «прямых линий» должна пройти в ближайшее время. Да и в целом такой формат общения должен стать нормальной практикой для ведомств, - написал Русских на своей странице ВКонтакте. Следующая «прямая линия» намечена от регионального министерства просвещения.
Ну, насчет ежеквартальности Русских слегка погорячился: его пока еще не выбрали губернатором. А если по существу, то не в количестве «прямых линий» дело. Главное, чтобы после них или совсем без них жизнь в регионе начинала реально меняться к лучшему прямо сейчас. Ведь для многих позитивных перемен требуются просто добрая воля и наведение порядка.
Владимир Пугачев
Фото автора