В России сделана еще одна попытка снизить стоимость минтая, добываемого на Дальнем Востоке. Председатель правительства РФ Михаил Мишустин в конце июля подписал постановление, компенсирующее затраты на перевозку этой рыбы в центральную часть страны. Пока, правда, цены на минтай в ульяновских магазинах на эти действия властей не среагировали. И будут ли реагировать?
Для увеличения поставок минтая на внутренний рынок и снижения стоимости транспортировки государство берется субсидировать железнодорожные перевозки этого морского продукта из Дальневосточного федерального округа в центральную часть России. Компенсацию на возмещение потерь станет получать железная дорога за то, что установит льготные тарифы на перевозку продукции из минтая. Это, по логике, должно снизить отпускные цены посредников (дистрибьютеров) и розницы. В дальнейшем планируется комплексно проработать вопрос о подобной доставке и других даров моря с Дальнего Востока.
- Нужно пройтись по всей цепочке – от причала до прилавка, чтобы обеспечить доступность рыбной продукции для населения с минимальными наценками, - заявил премьер-министр Мишустин.- Субсидирование железнодорожных перевозок поможет также высвободить холодильные мощности на Дальнем Востоке для их использования в период проведения лососевой путины.
Добавим, что к критической загрузке холодильных складов во Владивостоке и на Камчатке привели ограничения на поставку российской рыбы в Китай, который ввел их в связи с пандемией коронавируса.
Снабжение россиян более дешевой рыбой, хотя бы минтаем для начала – цель, несомненно, благая. Минтай, конечно, не отличается повышенными вкусовыми качествами, когда-то шел в основном на приготовление кормов для животных, но сегодня имеет ряд неоспоримых достоинств. Как любая рыба, он - источник легкоусвояемого белка, фосфора, йода, кальция, селена. Подходит для диетического питания, потому что нежирен. А самое главное, минтай полностью остается «дикой» рыбой, которая считается более полезной для употребления. Добыча минтая столь проста и недорога, что его легче ловить, чем разводить искусственно, как массово происходит с лососем или форелью.
Минтай имел полное право подешеветь в рознице еще в феврале, когда отпускные цены на него у дальневосточных рыболовецких предприятий обвалились примерно на треть - по причине все того же закрытия Китая. Тогда оптовая стоимость снижалась до 50-65 рублей за килограмм, и в рознице, даже в центральной России, его вполне можно было продавать не дороже 100 рублей за кг. Однако ульяновские покупатели таких цен особо не заметили, кроме разовых скидочных акций. Видимо, что-то как всегда заклинило в цепочке «от причала до прилавка», которую упоминает Мишустин, и какие-то звенья в ней постарались дополнительно навариться на обвалившейся оптовой цене, не позволяя снизится рознице. Сейчас в Ульяновске цены в крупных сетевых магазинах на замороженную обезглавленную тушку минтая доходят до 180-190 рублей за килограмм. И теперь, не исключено, многие захотят воспользоваться подешевевшей перевозкой, чтобы еще раз увеличить прибыль: кто же от «своего, законного» отказывается? Ряд специалистов считают, что одного субсидирования железнодорожных перевозок для снабжения россиян более доступной рыбой недостаточно.
- Чтобы стимулировать добычу рыбы, ее поставки российским потребителям, необходимо переустроить, а по сути, возродить все рыбное хозяйство страны, — говорит директор Института Дальнего Востока РАН, профессор Алексей Маслов в комментариях для СМИ. - Если сравнивать прежние и нынешние поставки рыбы населению, то в Советском Союзе вся логистика была устроена так, чтобы большая часть грузов шла на снабжение центральной части страны. И все перевозки субсидировались. В этом плане действовал единый сельскохозяйственный комплекс: добыча рыбы, ее перевозка, что давало жизнь и железным дорогам, и, соответственно, потребление недорогой рыбы населением. Действовала специальная государственная программа по поддержке потребления рыбы – взять те же «рыбные дни» в общепите, армейский ежедневный паек. Сейчас вся прежняя логистика нарушена. Чисто технически выгоднее продавать рыбу, добытую на российском Дальнем Востоке, в Китай и Японию. Сегодня перевозка до центральной части России сопряжена с таким количеством проблем, что выгоднее все сбрасывать в Китай. И сейчас, когда в этой сфере Китай пропал как партнер, наша рыбная отрасль сразу оказалась в кризисе. Поэтому речь нужно вести о том, чтобы перевозку рыбы в центр России освобождать от налогов. Такие перевозки должны быть дотируемыми, по крайней мере, среднесрочно, скажем, на пять лет.
По мнению других экспертов, подешеветь в магазинах дальневосточной рыбе помогут не столько субсидии, сколько решение такой проблемы, как чрезмерное количество посредников в цепи поставок. Требуется отрегулировать систему распределения субсидий между производителями и необходимой частью посредников – иначе заявленного результата не добиться.
Сомнения насчет дешевого минтая в магазинах средней полосы России вызывает и еще один нюанс – прямо-таки мистический. Компенсации на доставку этой рыбы вводятся поправками в принятые в 2019 году правила предоставления государственных субсидий РЖД на перевозку по льготным тарифам зерновых культур, продуктов переработки семян масличных культур, овощной продукции и минеральных удобрений. А все эти товары с тех пор, несмотря на объявленную господдержку, успели подорожать - некоторые значительно. Не ожидает ли подобная участь, паче чаяния, и минтай?
Владимир Пугачев