Неправильные пчелы, неправильный мед или неправильные фермеры? Пока чиновники, аграрии и пчеловоды бодаются над решением этой дилеммы, виновники раздора продолжают покидать мир живых, дохнут целыми семьями. Тем временем, пчелиный мор стал уже давно сезонной традицией и не только у нас. В чем же суд, да дело? Попытаемся разобраться.
Напомним, первые сообщения в этом году о гибели пчел всколыхнули ульяновские соцсети еще в мае. Забили тогда тревогу чердаклинские пасечники. Только на это мало кто обратил внимание. К середине июня, кажется, уже не осталось в области района, где не был бы зафиксирован массовый падеж насекомых.
Минсельхоз наш, как водится, быстренько снял с себя всю ответственность, заявив сразу, мол, пчеловоды сами виноваты, не закрыли ульи на время обработки удобрениями и ядохимикатами сельхозугодий. А ведь фермеры предупреждали!
Впрочем, пчеловоды не отрицают, что их предупреждали, вопрос в том: «Как именно?».
- Да, кто ж станет отрицать, что предупреждения были. Там говорилось, что обработка полей будет вестись с 1 мая по 1 октября. Ну, это же абсурд! Нам что, пчел совсем не выпускать. Никто не удосужился конкретных дат указать. Да, к тому же даже на три дня закрыть в авральном порядке ульи многим не представляется возможным. Во-первых, пчелы все одно будут вылетать, во-вторых, даже загерметизировав улей, мы будет нести колоссальные убытки, ведь в этом случае пчела начнет поедать свои запасы, - возмущены ульяновские пасечники.
Тогда наш родной АПК, после долгих совещаний, пришел к выводу: надо оповещать с конкретикой, наладив сообщение в соцсетях и мессенджерах между пчеловодами и фермерами. Только пчеловодов, потерявших целые пчелиные семьи, такой расклад на перспективу устроил, а вот на нынешней день не очень. Ну, чтобы рот им заткнуть, Минсельхоз и пообещал: установим обязательно виновных и с них возьмём по 3,5 тысячи за семью вам на компенсацию.
Да, вот только незадача: никто этого делать не будет в самом деле!
Аналогичная схема, между прочим, была уже отработана в прошлом году на саратовских пчеловодах, которым тоже много чего обещали, а когда скандал утих, дулю показали.
- У меня вымерли практически все пчелы в прошлом году. Думаете ко мне хоть кто-то приехал? Ах, да, приезжали, воду из моего колодца на пробу брать и растения с огорода на анализ. Знаете, зачем? Затем, чтобы уличить меня в том, что я сам своих пчел потравил, а теперь хочу денег за них с аграриев урвать. Так и у вас будет, не сомневайтесь! - рассказывает дед Фёдор, пасечник из соседней с нами Саратовской области.
А мы и не сомневаемся! Региональное Агентство ветеринарии уже озвучило, что де ни у одной сгинувшей пчелосемьи не было паспорта. Иными словами, насекомые не были зарегистрированы, учтены, как хотите, а значит, вроде как не существовали, а если и существовали, то скорее всего хозяева сами виноваты в их гибели.
Наконец, что немаловажно, до нынешнего дня в России как такового закона, регулирующего деятельность «пчелопредприятий», хоть частных, хоть промышленных, не было. Он появился буквально недавно. Закон «О пчеловодстве» был пописан президентом в конце декабря 2020 года и вступил в силу ВНИМАНИЕ!!! 29 июня 2021 года.
Закон этот регламентирует не только правовые отношения между всевозможными ведомствами и частными пчелиными подворьями, но и между пчеловодами и фермерами.
Так, например, пчеловодам запрещено размещать ульи близ сараев со скотиной разной там, близ дорог, аэропортов, свалок и далее по списку на расстоянии от 3 до 7 километров соответственно.
Опять же, документ обязывает пасечников регистрировать по всем нормам своих насекомых, как говорится, чтобы не только усы и хвост были.
А вот фермерам дает карт-бланш полный. В частности, закон не обязывает растениеводческие хозяйства указывать в оповещении пчеловодов длительность периода обработки. И, несмотря на то, что этот пункт принципиальный, его в законе нет как нет. Получается, что вполне сгодится и оповещение через СМИ по типу: «С 1 мая по 1 октября будет проводится обработка полей».
Что имеем? Имеем то, что пасечники виноваты сами. Больше того, оказывается они еще и нелегалы, сейчас выяснится, что еще они и не зарегистрированы были как самозанятые, а медом банчили. Фермеры же еще до вступления «пчелиного закона» в силу формально все требования выполнили, так что взятки с них гладки.
Пчеловоды выкусите дулю! Фермерам ульяновским forever и good way! Минсельхозу медаль за доблестное решение проблемы здесь и сейчас!
Тем временем региональный АПК ушел-таки от ответа на главный вопрос, именно: отчего ульяновские фермеры травят нас без ограничений, выжигают почвы и ставят под угрозу главный концепт «продуктовой безопасности» - чистый продукт? Почему до сих пор не введен должный контроль за использованием пестицидов и ядохимикатов?
На самом деле вопрос о применении в растениеводстве агрохимикатов высокого класса опасности поднимается с завидной регулярностью, но все же до сих пор не заслужил должного внимания со стороны профильных ведомств, в том числе и министерства АПК, несмотря на то, что массовая гибель пчел фиксируется ежегодно!
- Все это результат низкой культуры наших аграриев. Сегодня у многих фермеров нет агрономического образования, как нет возможности и даже желания нанимать специалистов. Кроме того, жажда сэкономить, толкает их на эту скользкую дорожку выжигания всего живого и здорового под корень. Конечно, конкретно здесь и сейчас проще опылить поле от вредителей и сорняка, что быстро и без дополнительных затрат даст результат, до кучи повысит урожайность в разы до рекордов, о которых так много говорит наш уважаемый Михаил Семенкин, скрывая факт, каким образом эти рекорды достигаются. А ведь достигаются они за счет нашего с вами здоровья. И все же настаиваю, если бы наши фермеры хоть чуточку были бы профессионально культурнее, то знали бы, что пчела – это помощник, который может естественным путем увеличить урожай того же рапса на 30% минимум! Если бы наши аграрии это знали, то сделали бы выбор в пользу пчел, а не стали бы тратиться на мнимую экономию с применением опасной химии. Вообще, я считаю, что давно пора, пусть на региональном уровне, ввести запрет на пестициды и яды высокого класса опасности, разрешив использовать исключительно 4 или 3 класс, тогда и необходимость закрывать пчёл пропадет сама собой, - считает профессиональный пчеловод и по образованию аграрий Андрей М.
Кстати сказать, наши чиновники, а вместе с ними и некоторые несознательные фермеры, совсем даже не представляют, какую цепочку приближающейся катастрофы они взялись размотать.
- За пчелами начнут гибнуть бабочки и шмели. И это будет начало экологической угрозы. Если бы растениеводы, чиновники и депутаты это понимали, то включили бы в итоговый документ нового закона «О пчеловодстве» ограничения на химикаты и яды, которые были заложены в его проект, кстати, - считают экологи.
Наконец, ежегодная травля пчел – это не единственная проблема. Пасечники говорят, что сегодня все труднее становиться купить пчеломаток: в России работают только 6 племенных репродукторов, а на европейских производительниц наложены санкции. Ко всему прочему в результате реформы высшего образования теперь в вузах более нет специальности, взращивающей профессионалов, знающих толк в болезнях пчел и рыб, а обычные ветеринары в этом вообще не разбираются, как правило.
Ну, и на сладкое: в западных странах пасечники зарабатывают не только на конечном продукте работы пчелиной семьи – на меде, как раз основной доход они получают от сельхозпроизводителей за привлечение насекомых к опылению полей. Наши же хозяева земли говорят пчеловодам, напротив: «Зачем вы нам нужны со своими пчелами?! Только мешаетесь!».
Да, мужик вернулся на землю, а вот культуру земледелия растерял.
Неужели, господа, аграрные чиновники, столь рьяно рапортующие об успехах на зерновом и масличном рынках, вы реально не понимаете элементарного: в сельском хозяйстве, да и в природе вообще, все взаимосвязано.
Так спрашивается: зачем, уважаемый региональный Минсельхоз, изобретать велосипед и прикрывать свою безграмотность якобы плохой связью, когда работать надо совершенно в другом направлении? И, в первую очередь, видимо, над собой…
Рита ЗЕЛЕНАЯ
Фото взято из свободных источников