Маршрутка давно стала в Ульяновске основным видом общественного транспорта
Региональные власти грозят штрафовать перевозчиков, работающих на городских и межмуниципальных пассажирских маршрутах, за несоблюдение расписания и срывы рейсов. Для этого подготовлены поправки в Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях (КоАП УО). Перевозчики, конечно же, недовольны. А по теме сразу возникает два кардинальных вопроса. Во-первых, получается, до сей поры за нарушение расписания наказывать рублем тех же маршрутчиков было нельзя и ответственности они не несли? Во-вторых, дождемся ли мы все-таки на наших улицах нормального транспорта? Имеющуюся систему давно пора менять. А то уж и глава области сменился, и глава областного центра.
Методом кнута
В этом году наш регион решил нажать на штрафы для нерадивых перевозчиков, работающих по нерегулируемым тарифам. Пока – на введение штрафов в местный административный кодекс. Весной «СК» писал о разработке облправительством изменений в КоАП УО, устанавливающих ответственность (от 10 до 40 тысяч рублей) за нарушение обязанности по передаче в региональную навигационно-информационную систему Ульяновской области информации о месте нахождения транспортных средств. Еще одна новая статья предъявляла требования к качеству работы общественного транспорта: от двух до четырех тысяч рублей можно лишиться за неисправное оборудование для перевозок пассажиров-инвалидов, за неисправность системы контроля температуры воздуха, оборудования для безналичной оплаты проезда и т.п. Эти поправки областное Законодательное Собрание тогда приняло: они начнут действовать с первых чисел июля.
Теперь Кодекс планируется дополнить еще двумя статьями - 13-4 и 13-5. Одна предусматривает ответственность перевозчиков, осуществляющих на территории Ульяновской области регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным или городским наземным электрическим транспортом по нерегулируемым тарифам по муниципальным и межмуниципальным маршрутам, за неисполнение требований к пути следования от начального до конечного пункта, за несоблюдение времени прибытия транспортных средств в остановочные пункты либо отправления транспортных средств из этих пунктов. Должностных лиц за такие нарушения предложено штрафовать на пять тысяч рублей, юридических – на десять тысяч. При повторных случаях штрафы увеличиваются до десяти и двадцати тысяч рублей соответственно. Исключение - чрезвычайные ситуации.
В другой статье заложено административное наказание за превышение максимально допустимых по расписанию невыполненных рейсов в течение квартала. Штраф для должностных лиц предлагается в размере 10 тысяч рублей (при повторном нарушении — 20 тысяч), для юрлиц — 20 тысяч рублей (при повторном — 40 тысяч). Поправки предстоит рассмотреть ЗС, и в случае одобрения они вступят в силу через девяносто дней после официального опубликования.
Старая песня ямщика
Авторы законопроекта отмечают, что он подготовлен в связи с многочисленными жалобами пассажиров на работу общественного транспорта. Необоснованные сходы микроавтобусов с маршрута, нарушение расписания действительно распространены в Ульяновске и очень огорчают людей, стоящих в ожидании на остановках. То водителя утомили заторы, то клиентов мало, и он сворачивает работу по своему усмотрению. Возможно, сошлется на поломку. Только какое же это соблюдение договора? Значит, пусть перевозчиков штрафуют, если поправки в КоАП УО будут приняты.
Со стороны перевозчиков в связи с угрозой новых штрафов уже раздалась привычная песня. Санкции, мол, лишь все ухудшат. А к нарушению расписания приводят «пробки», плохие дороги и т.п. Что возить пассажиров вечером — прямой убыток из-за низкого пассажиропотока. И что часть маршрутов вообще в целом убыточна. Еще немного и маршрутчики затянут любимый мотив про повышение тарифа, чтобы, по их словам, улучшить качество перевозок. Однако ни разу (ни разу!) повышение, сколько их было, этого качества не улучшало. В «час пик» машин опять не хватает, а вечером и в выходные их не дождешься и тому подобное. При этом никто из перевозчиков не ушел из «невыгодного бизнеса». Не замордовать маршрутчиков штрафами во время «пробок», думаю, стоит цель. Народ негодует в бессилии, когда горизонт чист, но общественный транспорт на нем тоже отсутствует. И с этим надо что-то делать. Пассажирские перевозки в первую очередь - социальная услуга, а уж потом – бизнес. Власть должна это понимать и строить партнерские отношения с перевозчиками, возможно, выделяя им дотации, но экономически обоснованные. Однако трудно сотрудничать, когда в городе основной вид общественного транспорта – тесные маршрутки. Зачастую – безальтернативные и кем-то лоббируемые.
«Нам повезло…»
Очередной поход «за транспорт» местные власти шумно начали в конце прошлого года. Стали «изучать вопрос», анализировать схему пассажирских перевозок, показательно контролировать движение маршруток, вносить предложения по улучшению. Дальше разговоров и обещаний (например, перевести убыточные маршруты с нерегулируемых тарифов в регулируемые, чтобы как-то обеспечить движение) дело не пошло. Работа общественного транспорта в Ульяновске осталась на прежнем низком уровне. Наиболее конкретным шагом оказалось введение новых штрафов, про которые сказано выше, но их пока еще не применяют.
К процессу подключился и Алексей Русских, став врио губернатора. Он заявил о необходимости сформировать заявку на участие региона в федеральной программе обновления общественного транспорта, на которую из российской казны в следующем году планируется направить 27 млрд рублей. Сколько из них достанется Ульяновской области – трудно загадывать, но создать на эти деньги полновесную конкуренцию маршруткам, в которых погряз город, вряд ли удастся. Власти признают неотвратимость продолжения сотрудничества с частником в ближайшей перспективе. Тот же Русских, отвечая после совещания с московскими гостями на вопрос, куда двинется общественный транспорт в регионе, сказал, что проблема существует, разрывать отношения с частными перевозчиками сейчас невозможно, да и не нужно, но определенный уклон в развитие муниципального транспорта будет сделан. Свежеиспеченный и.о. главы Ульяновска Дмитрий Вавилин при вступлении в должность тоже отметил, что готов продолжать сотрудничество с частниками, если они будут прислушиваться к требованию пассажиров. Хотя осенью, при первом «призыве» Вавилина в мэрию, он намеревался продвигать транспортную программу ухода от маршруток, на что федеральный центр якобы обещал 500 млн рублей с условием реализации в течение года. Но, видимо, трудно восстановить хотя бы часть той системы городского транспорта в Ульяновске, которая оказалась разрушена. Впрочем, сейчас Вавилин тоже пообещал сделать упор на транспортный блок, потому что качество пассажирских перевозок население не устраивает.
Делайте уже, господа-товарищи, так как очень не устраивает. Возьмем для примера сообщение Заволжья с правобережьем. Электротранспорт через Волгу не ходит - остается автомобильный. Цена проезда по мосту на маршрутке после первого пандемийного года тихонько вернулась от 20 рублей к 23-м: не дождались даже для виду сентябрьских выборов. В утренние «часы пик» маршрутки переполненные чалят с левого берега на правый, в вечерние – наоборот. После девяти часов вечера уехать на общественном транспорте в Заволжье сложно, после десяти – почти невозможно. Год назад где-то в 21.00 из центра за Волгу отправлялся автобус средней вместимости ПАТП-1: люди знали, что он не сойдет с рейса (за исключением крайних случаев) и в него можно втиснуться, если народа на остановках много – не маршрутка все-таки. Теперь этот девятичасовой автобус давно отменен: видимо, считается невыгодным. Для сравнения: в советское время и даже на заре перестройки большие автобусу ходили из центра в Заволжье до 24.00. В самом Заволжье сейчас проблематично доехать из нового города до Верхней или Нижней Террасы после 21.00. Редкие троллейбусы следуют в депо, маршруток не дождешься. Особенно сюрреалистично картина выглядит летом: на улице еще светло, но общественного транспорта уже не видно.
Отдельный разговор – выходные. Число маршруток на улицах города сокращается в разы. Если заволжский житель соберется в выходные на вечерний спектакль или концерт, ему лучше заранее предусмотреть расходы на такси для возвращения домой. О вечерних матчах по хоккею с мячом в засвияжской «ВСА» и говорить излишне.
Недавно довелось ехать вечером в субботу из центра за Волгу. К остановке около ЦУМа вдруг подкатила какая-то случайная маршрутка – почти пустая. Народ с радостью заполнил ее. На следующих остановках люди подсаживались еще, так что к «Речпорту» она уже была забита. Но там некоторым тоже удалось просочиться в салон, в том числе пухлой моложавой бабушке с внуком-дошкольником. Мальчика кто-то из сидящих сразу взял на колени. Дверь еле-еле закрылась, машина тронулась, а у бабушки зазвонил мобильник.
- Да, вот, гуляли, - звонко говорила она в трубку, - а потом час не могли уехать… Нет, сейчас все нормально, едем уже. Нам повезло: сели на маршрутку.
Внук находился у сердобольных попутчиков. Бабушка висела зажатая на подножке.
Владимир Пугачев
Фото автора