Информация об этом прошла по всем основным телерадиоканалам, как сенсация, хотя мошкара мучает и население, и животный мир присурщины уже много лет.
Впервые она появилась там лет 30 назад в селах Большой и Малый Кувай, стоящих вблизи Кувайской тайги. А потом добралась и до других сел и деревень. И мошка, собственно, таежная. Поначалу население не поняло, что это такое, и оказывалось нещадно искусанным. Страдал и скот. Позже повадки насекомых более-менее изучили и стали к ним приспосабливаться. Тех же коров и других домашних животных днем не выпускали, и сами старались появляться на улице как можно реже. До тех пор, пока мошкара сама собой не исчезнет, что происходит обычно в конце июня. То есть жизненный цикл мошки примерно месяц. В этом году, видимо, из-за аномальной жары в мае она появилась раньше и в большом количестве, что снова привело к падежу коров в ряде сел района.
«Мошка их буквально загрызла», - сообщил с места действия корреспондент одного из ульяновских телеканалов. Но это, конечно, ерунда. Скот гибнет не от загрызания мошкой, а от удушья. Насекомые забивают им ноздри и дыхательные пути, и спасти животных практически невозможно. В том же Большом Кувае научились выпускать коров кормиться по ночам, когда мошки в воздухе нет. До восхода солнца, чуть забрезжит рассвет, часть сельчан работает и на своих приусадебных участках - это время совпадает с необходимостью обрабатывать взошедший картофель на огородах и пропалывать другие растения.
Но откуда мошка в населенных пунктах взялась, почему и что теперь делать? Согласно основной на сегодня версии, дело в человеческом факторе. В тайге велась большая вырубка деревьев, образовались широкие просеки, по которым мошка и выбралась на открытые пространства. На сколько эта версия близка к истине, пока вопрос открытый. Ведет себя это насекомое совершенно не так, как ведут себя мошки в тайге. Там они живут под сенью лесной чащи и не появляются за пределами леса. Можно находиться рядом с таежным массивом и не столкнуться с мошкой. Эта же, напротив, не залетает в закрытые пространства. Ее не бывает в домах, в сенях, банях, во дворах, находящихся под крышами, но она набрасывается сразу же, стоит выйти из сеней или со двора на улицу. Ее нет ночью, мало в пасмурную, холодную и ветреную погоду, но тучи - в безветрие и на солнце.
По конспирологической версии, бытующей среди сельчан, причиной появления черной или красноголовой, как ее еще называют, мошки стали ядерные отходы, которые якобы привозили вертолетом с димитровградского НИИАРа и захоранивали в тайге. Подтверждения этой версии не было. С проблемой пытались бороться еще при Юрии Горячеве, объявив о проведении санобработки ручьев, на берегах которых мошка откладывает свои личинки. Действительно ли эта обработка проводилась - неизвестно, но мошка, во всяком случае, никуда не делась. В разные годы ее, правда, бывало разное количество, что зависит от погодных условий. Сегодня вновь говорят о необходимости санобработки, из-за отсутствия которой, дескать, мошка так и расплодилась. Проводить обработку сейчас смысла нет. Ее планируют на осень и следующую весну. Некая лаборатория займется вроде бы изучением этого вопроса, и первое, что она, на мой взгляд, должна выяснить, это проводились ли такие мероприятия до 1990 года, когда в селах о черной мошке не имели понятия. Деньги на них идут из бюджета, и если санобработка тогда проводилась, должна была сохраниться информация и о расходовании средств, и об исполнителях, и о местах, где обработка велась. А также выяснить, имела ли место санобработка при Морозове, или же на нее деньги только списывались.
Артур ТАНИЕВ