Фасад получился пятнистый. Резко выделяются темные полосы
Горожане рассматривают обновленный фасад Мемориала. Внешне величественное здание стало похоже на пеструю неряшливую коробку. Внутри пока полная разруха. Двух миллиардов рублей, выделенных федеральным центром, на ремонт не хватило. Врио губернатора Алексей Русских сказал, что сметы, подготовленные для завершения реконструкции здания, проверит независимый проектировщик.
Деньги пересчитают?
Еще год назад просачивалась информация, что федеральные деньги почти потрачены, на завершение работ их не хватит. В мае прошлого года «СК» обращался к главе местного Минкульта Евгении Сидоровой с рядом вопросов по поводу ремонтных работ в Мемцентре. Официальный ответ был в том духе, что все хорошо, работы идут, деньги осваиваются (материал «Наши музеи в лесах» в номере за 22.05.2020г.). Понятно, что другого официального ответа в то время и быть не могло. Сейчас времена другие, говорить о проблемах можно и даже нужно.
На протяжении месяца врио губернатора несколько раз высказывался по поводу непомерно завышенных смет: «Сейчас квадратный метр реконструкции стоит 160 тысяч рублей, это колоссальные деньги».
7 мая на своих страничках в соцсетях Алексей Русских написал, что у него есть серьезные вопросы к сметам и он планирует раз в месяц заслушивать строителей и подрядчиков: «Пока что я вижу, что за три года потрачено 2 млрд рублей, есть большой дефицит в финансировании, а работы впереди еще непочатый край. Например, материалы в сметах заложены подчас неоправданно дорогие. Если бы строители вкладывали собственные инвестиции, я уверен, что к составлению документов они подошли бы внимательнее».
Что будет в итоге с Мемцентром, сейчас наверняка никто не скажет. Русских собирается выбивать на завершение работ деньги в Москве. Какие-то космические суммы необходимы только для того, чтобы перевести орган из филармонии в малый зал Мемориала. Целесообразность этого переезда неоднократно оспаривала неравнодушная общественность, но безуспешно, поскольку идея принадлежала самому экс-губернатору Морозову.
Для детсада сойдет
Но недостаток средств на завершение реконструкции – не единственная проблема. Ремонт фасада практически завершен, и результат многих шокирует.
Из профессионалов на некачественную облицовку фасада первым обратил внимание архитектор Олег Владимиров. Он вспомнил, как в начале 80-х годов на строительстве драмтеатра в одном из российских городов подбором мраморных плит для облицовки здания занимался главный архитектор местного проектного бюро: «Перед тем, как рабочие монтировали плиты на стену, он насухо выкладывал их на полу, подбирая подходящие по цвету и текстуре. В итоге из разных плит получалась целостная картина. Для опытного профессионального архитектора такая работа мне тогда показалась удивительной, а сейчас удивительно, что на фасадах Ленинского мемориала обошлись без подбора мраморных плит. На фотографиях четко видно, что фасад получился пятнистый и со странными узкими полосками на всю высоту облицовки».
Кстати, сохранились воспоминания специалистов, которые участвовали в строительстве Мемориала о том, что при подборе мраморных плит для облицовки сооружения их беспощадно отбраковывали несмотря на их дороговизну. То есть подход к стройке «от и до» был выдержан в соответствии со строгой установкой: «для вождя мирового пролетариата - все самое лучшее».
Можно было ожидать, что после реконструкции от этого «премиум-класса» останутся рожки да ножки, но на деле все складывается еще хуже.
Новый фасад Ленинского Мемориала получился не то что хуже прежнего, но совершенно иным. И причина тут не только в качестве и подборе мрамора, но и в технологии, и очевидно – в квалификации исполнителей работ. В «родном» варианте плиты были плотно, без зазоров, подогнаны друг к другу, что создавало ощущение величественного монолита. В новом – между плитами есть швы, заполненные герметиком, который местами неряшливо размазан. Пока стояли леса, оставалась надежда, что «пестренький» фасад еще будут чистить, шлифовать и доводить до кондиции. Но ничего подобного.
«Перелицованный» Мемцентр теперь выглядит довольно ущербно по сравнению со зданием Центробанка, которое было построено и облицовано мрамором в девяностые годы. Там монтаж плит делала итальянская фирма с участием российских рабочих…
Получив государственное финансирование на памятник истории мирового масштаба (все-таки Ленин – фигура мирового масштаба) региональная власть не смогла обеспечить государственного подхода к делу и создала памятник собственной беспомощности, который останется теперь если не на века, то до тех пор, пока здание не уползет вниз по косогору. Еще вопрос, выдержит ли конструкция переселение органа, если оно все-таки состоится.
Анастасия АЛЕКСАНДРОВА
Фото со страницы в Facebook Олега Владимирова