Жаркая и ветреная погода, державшаяся в Ульяновской области последнюю неделю – раздолье для пожаров. Последствия неосторожного обращения с огнем усугубляются в разы. Печальным подтверждением тому стали несколько крупных пожаров в регионе и ежедневные возгорания сухой травы.
16 мая в 14.30 пожар вспыхнул на бывшем лесокомбинате в Майне – загорелись опилки. Огонь распространился по территории деревообрабатывающего предприятия, затем перекинулся на расположенные поблизости жилые дома. А когда охватил склад, забитый поддонами с опилками, то разбушевался вовсю. Позже стали взрываться газовые баллоны, находившиеся в одном из помещений комбината. Ветер разносил пламя, горевшие фрагменты. В общей сложности огонь охватил площадь более трех тысяч квадратных метров.
Борьба с огнем велась трудная. На тушении было задействовано более полутора сотен пожарных, десятки единиц техники, помогали чем могли местные жители. Через 20 минут после возгорания в Майну прибыл пожарный поезд. Очаг удалось локализовать только в половине седьмого вечера, а на полное тушение потребовалось более десяти часов. В какой-то момент на помощь хотели призвать спецавиацию, но все-таки справились своими силами.
Майнский пожар, кроме зданий не территории лесокомбината, уничтожил три жилых дома (один из них – многоквартирный барак) и три нежилых. Пять семей потеряли свое единственное жилье. Кто-то временно нашел приют у родственников, других разместили в муниципальной гостинице. Погорельцам оказана материальная и вещевая помощь – на первое время. В дальнейшем их обещают обеспечить жильем, средства на которое, при необходимости, будут выделены из областного резервного фонда. Кроме этих пострадавших есть и другие, у которых пожар уничтожил бани, гаражи, прочие надворные постройки.
В Майне, к счастью, обошлось без человеческих жертв. И ожогов никто не получил: в больницу доставляли только людей с подскочившим давлением да пожарных с тепловыми ударами. А вот в Цильнинском районе, в селе Арбузовка, днем ранее пожар унес жизни двух человек. В дыму и огне погибли 92-летняя женщина и ее 67-летняя дочь. Их дом загорелся около полуночи 15 мая. Позже в интернете появились сообщения, что пожарные машины прибыли на место ЧП без воды в цистернах. Управление МЧС в свою очередь дало информацию, что при тушении пожара использовался естественный водоем на расстоянии 700 метров, и через два часа открытое горение было ликвидировано. Кроме уничтоженного огнем дома частично пострадали два соседних. Причина пожара выясняется.
Ульяновским борцам с огнем в эти дни также приходится постоянно выезжать на ликвидацию возгораний сухой травы. Пожар в Майне, по одной из версий, тоже мог начаться с неубранного сухостоя у железной дороги, вспыхнувшего, например, от непотушенной сигареты, а затем распространиться на соседний лесокомбинат. В прежние времена населенные пункты от возможного прихода огня с полей защищала опашка. Сейчас на нее часто машут рукой. По данным управления МЧС по Ульяновской области, на сегодняшний день опашка вокруг населенных пунктов проведена не везде, где требуется, хотя должна была завершиться к 15 апреля. Не опаханными остаются 12 населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, и 108 населенных пунктов, подверженных полевым пожарам. Врио губернатора Алексей Русских на экстренном заседании комиссии по ликвидации ЧС заострил внимание и на качестве работ:
- Во время объездов районов я заметил, что опашка сделана не по правилам, для галочки. Должны быть соответствующие ширина – 10 метров, глубина. Прошу обратить на это внимание. На следующем выезде будем проверять. Шутить с этим мы не имеем права.
Кроме опашки, напомним и о том, что поля, особенно весной, не воспламеняются там, где они обработаны, где вместо бурьяна – пашня или посевы. Если верить областному АПК, общая площадь озимых и яровых культур в регионе увеличится в нынешнем году на 22 тысячи гектаров и достигнет 1,057 млн га. Но почему-то очаги огня возникают на полях все чаще. Хотя молодые всходы гореть никак не должны.
Владимир Самарин