Кажется, стихли эмоции на тему: «Как я рада, как я рада!». Сергей Иванович Морозов ушел, сказав: «Сосредоточу свои силы на представлении интересов региона на федеральном и международном уровнях”. Счастливого пути!
Это искреннее и доброе пожелание гражданина, который на протяжении всех этих шестнадцати лет пытался втиснуть в галерею кривых зеркал свое маленькое зерцало, в котором портрет руководителя был бы без фотошопа, без прилагательных в превосходной степени.
Первая попытка была сделана в 2005 году после прочтения в «Российской газете» интервью Сергея Морозова под заголовком «Я - антикризисный управляющий. Как новый глава Ульяновской области собирается выводить из тупика проблемный регион».
Вот некоторые выдержки из той «дорожной карты» дебютанта:
«- Чем вы руководствовались, решив возглавить один из самых проблемных регионов России?
- Это своего рода вызов, брошенная перчатка, самоутверждение. Сумев справиться с проблемами Димитровграда, я ощущаю в себе силы и опыт для того, чтобы сделать больше. Здесь моя родина, и я хотел бы для нее принести столько пользы, насколько хватит моих способностей».
«В ближайшей перспективе будем опираться на двух китов. Один - инвестиции. Мой опыт работы с крупными бизнес-структурами федерального значения дает основания полагать, что это решаемая проблема. И это возможно - работать с инвесторами так, чтобы интересы области стали их интересом. Второй - и не менее важный - поддержка федерального центра. Москва понимает, что на ней лежит часть ответственности за то, что сегодня регион, который не был проблемным, вдруг стал им. И я знаю, что власть готова ее разделить вместе с регионом, и мы вместе готовы идти этим путем».
«Область в кризисе. Чтобы вывести ее из такого состояния, надо принимать неординарные решения. Не всем они нравятся. Например, мы говорим о 30-процентном сокращении аппарата. А нам говорят: может, мол, не надо, все-таки набирали хороших специалистов по крупицам, потом их снова искать, может, не стоит? Но что лучше: платить низкую заработную плату, задерживать ее или дать возможность людям трудоустроиться, сказав: вы - в резерве кадров и будете нужны, только дайте возможность встать на ноги. А я уверен, что мы встанем…»
«- Как вы собираетесь навести порядок в традиционно коррупциогенных сферах - таких, как региональные госзакупки?
- Закон один для всех. Кто будет воровать, будет сидеть. И примеры сегодняшних уголовных дел по раскрытым хищениям в соцзащите и преднамеренному банкротству цементного завода, думаю, послужат для нечистых на руку чиновников хорошим уроком».
«ЖКХ Ульяновска далеко не в лучшем состоянии. В то же время тарифы, уже одни из самых высоких в Поволжье, не обеспечивают нормального развития жилкомхоза. Как выйти из тупика?
- Считаю, что не надо переводить ЖКХ в коммерческую плоскость и создавать альтернативные рынки, на мой взгляд, жилищно-коммунальное хозяйство должно оставаться муниципальным. Особенно это касается малых городов и поселков, где альтернативные коммунальные хозяйства не будут прибыльными никогда».
«- И очень важный вопрос - СМИ. К ним может быть два подхода. Традиционный - использовать как рычаг управления массовым сознанием. Идеальный - дать им возможность быть объективными и использовать как зеркало, как инструмент, позволяющий видеть и понимать, что происходит вокруг тебя. Какой выбираете вы?
- Я хочу, чтобы пресса выполняла свою роль - объективного информатора. У четвертой власти - законное право свободы прессы, и никто у нее этого права не отнимет. Мы открыты к общению и готовы поделиться любой информацией. Критику со стороны СМИ я буду использовать как руководство к действию».
На фоне шамановского «блиц-крига» эти замыслы даже для меня казались нитью Ариадны. Почему «даже»? Да потому, что был богатый опыт обращения с текстами и их подготовки для пользования власть имущими.
Из всего сказанного в интервью 2005 года пару слов о главной нашей болячке, точнее, раковой опухоли – о коррупции. Именно она является причиной того, что финансовая помощь федерального центра помогает в основном только избранным. За 16 лет правления Морозова не было ни одного года без коррупционных скандалов федерального значения. Прокин, Шканов, Тихонов, Абдуллов, Балакишиева – эти фамилии сегодня известны в Ульяновске больше, чем имена членов семьи Ульянова-Ленина.
Конечно, эту известность можно приписать в заслугу и губернатору, сказав, что, только благодаря его принципиальности и непримиримости к нарушителям российского закона, высокопоставленные чиновники оказались на скамье подсудимых. Кто-нибудь сказал это? Лично я не слышал. А вот то, что каждый коррупционный скандал пресса, и не только оппозиционная, не обходила без намеков, а то и прямого упоминания губернатора – это факт.
Более того, в открытом доступе есть вот такие публикации: «И надо отдать должное, доходы Сергея Морозова на посту губернатора с каждым годом растут. Так, в 2019 году он заработал 4, 12 млн рублей, что на 312,5 тыс. больше, чем в 2018 году.
У супруги и того больше. Елена Морозова в 2019 году задекларировала 9 млн рублей дохода, что на 6,3 млн рублей больше, чем в 2018 году...
Выходит, основная кормилица в семействе – супруга. Но откуда такой доход? В качестве индивидуального предпринимателя она официально самоликвидировалась еще в 2009 году, а единственное юрлицо, в котором она значится учредителем – ООО «РСК «Мой город», не ведет никакой деятельности, поскольку выручкой последнего по итогам 2019 года является ноль рублей.
В основном бизнес «семьи» губернатора записан на его тещу, простую димитровградскую пенсионерку Валентину Гильдину.
Она значится в учредителях ООО «Старый Симбирск», которое управляет элитным рестораном «Обломовъ».
Кстати, ООО «Старый Симбирск» «поимело» 81 госконтракт на сумму 5 млн рублей и при этом показывает финансовую дыру в 9,1 млн рублей.
Как писали, в собственности любимой тещи Морозова половина элитного лакшери спа-комплекс «Эланда», открывшегося в прошлом году в гостинице «Венец». Причем, спа-центр назван в честь дочерей Морозова и состоит из первых двух букв каждого имени: ЭЛина, АНфиса и ДАрья. В самом спа-центре сотрудники с придыханием называют имя истинной владелицы этого элитного косметологического бизнеса – жены губернатора Елены Морозовой. Инвестиции в центр по меньшей мере оцениваются в 100 млн рублей.
Свекровь Елены Морозовой (по первому браку, видимо. - Ред.) – Ольга Тихонова, тоже не простая пенсионерка. Она «построила» за 20 млн рублей шикарную усадьбу в Подкуровке. А потом в 2015 году продала ее 18-летней дочке губернатора, на тот момент студентке швейцарского колледжа, которая априори заработать деньги, чтобы прикупить данную недвижимость, не могла.
К слову, это не единственный участок семьи Морозовых. Есть еще сотки в элитном Истринском районе, записанные на Елену Морозову и старшую дочку Дарью.
Стоимость участков составляет более 30 млн рублей. С учетом построенного дома, плюс ландшафтного дизайна, данная московская недвижимость семейства Морозовых может стоить без малого под 80-100 млн рублей. Так что пути отхода, вернее сказать, отъезда Морозова со всей семьей после его губернаторства в столицу, обеспечены».
Сплетни? Может быть, а, может, и нет.
В своем первом интервью «Российской газете» губернатор заявлял о намерении сократить на 30 процентов аппарат. Не удалось найти данных о численности аппарата в 2005 году, но в 2015 году нами управляли с площади, тогда еще Ленина, 267 штатных сотрудников, в 2017 - уже 301. Сейчас, конечно же, не меньше, плюс сотрудники на бюджетном содержании в бесчисленных ЦУР, ЦСИ, комитетах и комиссиях, палатах и фондах.
О самом жизненном и болезненном - о ЖКХ. Помните: «Считаю, что не надо переводить ЖКХ в коммерческую плоскость и создавать альтернативные рынки, на мой взгляд, жилищно-коммунальное хозяйство должно оставаться муниципальным». И вот что из этого получилось: рост тарифов на услуги ЖКХ, ликвидация МУПов и сдача городского имущества за бесценок монополисту в лице ПАО «Т Плюс» и миллиардеру Вексельбергу. Ульяновская область оказалась в 20-ке регионов страны с самой высокой долей расходов на ЖКХ. Итоги проверки ФАС России подтвердили завышенность установленных тарифов в регионе. Только за последние два года ПАО «Т Плюс», мягко говоря, «обуло» ульяновцев на 1, 3 млрд. рублей. А если проверить все последние 15 лет, не удивимся, что сумма вырастет кратно.
Еще один «подарок» от губернатора: очередной «пилотный» проект под названием «альтернативная котельная». Без каких-либо публичных обсуждений, без согласования с ЗСО, депутатами Гордумы. Вот так, просто и кулуарно договорился с ПАО «Т Плюс» в лице Вексельберга и Вагнера, сделав, на мой взгляд, заложниками своего решения весь Ульяновск. Точно так же, как два года назад, сделал, я считаю, заложниками жителей Димитровграда, загнав их в кабалу на 30 лет под 23% годовых другой вексельберговской конторе - ООО «Ульяновский областной водоканал».
Цена этого «подарка» обозначена в наших платежках за коммуналку, и она постоянно растет.
И несколько слов о «свободной прессе». Помните, Сергей Иванович сказал: «Критику со стороны СМИ я буду использовать как руководство к действию». И я поверил и все эти 16 лет пытался побудить губернатора к действию через СМИ. Но редакторы упорно не хотели обременять шефа лишними хлопотами и обращались с моей критикой через клавишу Delete.
Вот почему сегодня и пишу на тему «слово и дело». Теперь уже думая о полезности сверки для нового губернатора. Ведь он скоро тоже будет давать свое первое интервью и в нем назовет и своих «китов», и свои приоритеты. Пройдет время, и кто-нибудь вот так же возьмет да и сопоставит сказанное со сделанным. И увидит себя губернатор в зеркале этих строк.
Владимир Филимонов