Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

Хотят приподнять экопалату

   Объявлена очередная перезагрузка экологической политики Ульяновской области. Это произошло 31 марта на выездном совещании под председательством губернатора Сергея Морозова.

   Предыдущая перезагрузка была провозглашена на так давно, всего четыре месяца назад, в начале декабря минувшего года. Тогда в основу переформатирования политики поставили идею экологического движения «Зеленый регион»: Морозов поручил сформировать «большое экологическое движение, которое включало бы в себя не только чиновников, но и экспертов, представителей бизнеса, общественности, экоактивистов». Движение было призвано осуществить механизм обратной связи – от населения к власти – путем формирования тематических рабочих групп. Тематика группы при этом соответствовала бы актуальной проблеме окружающей среды, будь то несанкционированные свалки, загрязнение атмосферы в Заволжье или вырубка лесов.

   В сообщении пресс-службы, посвященном мартовскому совещанию, о «Зеленом регионе» уже не сказано ни слова, словно и не было такой идеи, хотя вновь цитируются и губернатор, и министр природы и цикличной экономики Гульнара Рахматулина, вновь говорится о необходимости защищать от загрязнения воду, почву, воздух, организовать раздельный сбор отходов, мониторить окружающую среду, усилить роль муниципальных экологов и т.д. Возникает ощущение, что есть некий шаблон «экологического» пресс-релиза – с выражением озабоченности, ответственности власти и населения за состояние окружающей среды, со ссылками на президента РФ, – который лишь обновляется. Однако на этот раз в релизе подчеркивается особая роль Экологической палаты – не ее текущая (то есть никакая) роль, а та, которую ей отводят в будущей «перезагруженной» политике. По словам Рахматулиной, эта палата станет «единой площадкой, объединяющей все природоохранные силы и формирующей проактивную экологическую и климатическую повестку в регионе». Акцент на климатической составляющей повестки – это тоже новшество.

   В декабре председатель региональной экопалаты Алексей Сидоров сказал в интервью, что в ноябре срок полномочий членов палаты, избираемый на два года, закончился, причем из 12 членов половина утратили к ней интерес. «Перезапуск» палаты он связывал с выборами нового состава. О выборах этих, насколько известно, не сообщалось, Сидоров же на просьбу о комментарии не откликнулся. Зато на совещании у губернатора представили структуру новой экопалаты: в нее включат профильные комитеты по экологическому контролю в Ульяновске, реализации проекта «Чистый воздух», вопросам климата, главных экологов в муниципалитетах, совет промышленных экологов и областной Центр климата.

   Региональная власть отводит экопалате роль «независимого общественного института», что вызывает скепсис, поскольку власть по определению не может сформировать независимый от себя институт. Помнится, лишь самая первая экопалата была местом для дискуссии, потому что в нее тогда проникло несколько экоактивистов-неформалов, но даже их страсть поглощалась молчаливым провластным большинством. Более поздние палаты ничем не запомнились, кроме того, что их возглавлял Александр Брагин, который и был палатой в собственном лице.

   А что же «Зеленый регион»? Неужели идея оказалась мертворожденной, чиновничьей и декларативной, как о том говорили независимые наблюдатели?

   – Ни в коем случае, – сказал в коротком телефонном интервью координатор движения, главный эколог области Михаил Загородников. – Оно будет частью единой структуры. Все, о чем мы ранее говорили, остается, только несколько меняется формат. Точнее можно будет сказать недели через две.

   – На совещании 31 марта повторили те же самые слова, что и четыре месяца назад, что же изменилось?

   – Есть новые веяния. Нам, в частности, нравится пример Челябинской области (там приняли первый в РФ региональный экологический стандарт, который жестче федерального, а в 2019 году экология стала важной темой предвыборной кампании губернатора Алексея Текслера – С.Г.). Мы стараемся забрать опыт других регионов. Будем пробовать работать эффективнее.

   – Верно ли, что в новом «формате» экологической палате отводят более важную роль?

   – Да, через «Зеленый регион» мы хотим дать больше полномочий экопалате. Сегодня она существует формально, на бумаге, а мероприятий не проводит. Мы хотим ее «приподнять».

Сергей ГОГИН