Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

Его тень опять витает над несчастной Россией

   68 лет назад умер Иосиф Сталин, властвовавший над СССР с 1922-го по 1953 год, низвергнутый в прах Никитой Хрущевым, поднятый из праха при Леониде Брежневе, еще раз низвергнутый при Михаиле Горбачеве и Борисе Ельцине и вновь поднимаемый в наши дни.

   Я помню брежневские времена, конец 70-х - начало 80-х, когда СССР был заполнен портретами Сталина. Особенно часто он красовался на лобовом стекле автомобилей. Тогда в знатного ветерана, героя Великой Отечественной войны превращали самого Брежнева, награжденного под конец жизни штучным орденом «Победы». До того этот орден получили только полководцы, советские и иностранные, воевавшие с фашизмом. Брежнев же был в войну скромным полковником, но стал в итоге тоже полководцем, которому потребовался Сталин в качестве образца. Новому культу личности потребовался, иначе говоря, сталинский культ, которому Брежнев становился как бы равным.

   Стране при этом было известно, какой ценой далась победа. Известно о 27 миллионах советских граждан, погибших на фронтах, в тылу и в немецких концлагерях. Из доклада Хрущева на ХХ съезде КПСС было известно о масштабнейших репрессиях, развернутых в СССР Сталиным, об убитых, о ГУЛАГе, о депортированных народах, о голодоморах. Не было в стране, наверное, семьи, которой не коснулся бы этот террор. Даже в нашем глухом селе масса людей не вернулись из тюрем и из ссылок. Но любителей сталинских портретов это, вероятно, не смущало - их кумир был в их глазах победителем в войне. Не миллионы воевавших, а он.

   При Горбачеве и Ельцине культ Сталина был развенчан. Преступления были названы преступлениями. Договоры с гитлеровской Германией о разделе Польши и Прибалтики и о дружбе были названы ничтожными, а Польше и польскому народу были принесены извинения за сталинский расстрел в 1940 году 20 тысяч интернированных польских офицеров и гражданских лиц. Александр Солженицын, открывший миру ужасы сталинских концлагерей в романе «Архипелаг ГУЛАГ», триумфально вернулся из США в Россию, проехав ее на спецпоезде от Владивостока до Москвы. Депортированные при Сталине народы получили некоторые привилегии в качестве компенсации за перенесенные страдания. Эстония, Латвия и Литва, присоединенные Сталиным к СССР, были отпущены (и живут теперь спокойной и обеспеченной жизнью в составе Евросоюза).

   Однако несколько лет назад началось очередное восстание сталинского культа из пепла. Генералиссимус снова уже не преступник, а герой и победитель фашизма, при том что с фашизмом боролись, одолев его в конце концов, практически 60 стран мира. Одни только Штаты перебросили морскими судами и самолетами на европейский театр военных действий, на чужую для себя, в общем-то, войну, четыре миллиона солдат, сотни тысяч единиц боевого снаряжения и автомобилей, огромные объемы горюче-смазочных материалов и проч. Потеряли в ходе боев около 150 тысяч человек. Намного меньше, чем Сталин. Воевали, может быть, более умнело и щадя жизни своих людей.

   Лидер фракции КПРФ Геннадий Зюганов открыто перед Сталиным сегодня преклоняется и на памятные даты ходит с его портретом. Как и лидер партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин, депутат, между прочим, Законодательного Собрания Ульяновской области. Высшее руководство страны тоже вполне доброжелательно говорит о Сталине, «создавшем промышленность в СССР и победившем фашистскую Германию». Высшему руководству он, похоже, уже люб. И, возможно, востребованность мертвого вождя тоже возникла в связи с новым культом личности, которому необходим культовый «эталон», как в свое время Брежневу.

   В нашем селе жило много людей, чьи родственники были репрессированы. Но о том, что они попали под сталинский каток, я узнал позже, а тогда близкие об этом, в основном, молчали. Но были и те, кто иначе, как зверем, Сталина не называл. Странно, что ни Зюганов, ни Сурайкин жертв сталинских репрессий или их родственников в своей жизни, видимо, не встречали. А встретили бы, может, и подобрее были к россиянам-то. Или все равно бы считали их мухами, которых можно при случае и прихлопнуть?

Сергей КУЗНЕЦОВ