Дни «Родины» сочтены. Под видом реконструкции здание подлежит полному уничтожению
Год архитектуры в Ульяновске набирает разрушительную силу. В январе сравняли с землей образец советского конструктивизма – здание больницы, построенное по проекту архитектора Феофана Вольсова. В феврале готовятся к сносу здания бывшего кинотеатра «Родина» в стиле сталинского ампира.
Убить нельзя реконструировать
Последние годы в здании бывшего кинотеатра «Родина» на улице Пушкинской обитает театр юного зрителя - "Небольшой театр". Недавно стало известно, что здание будет «реконструировано», цена вопроса – более 400 млн. рублей. Финансирование - в долях из федерального и регионального бюджетов.
Информация о том, что театру не хватает производственных площадей, проходила и раньше, но речь шла о строительстве пристроя и о сохранении здания с классическими колоннами и пилястрами, которое всегда было архитектурной жемчужиной унылого микрорайона.
Но на деле все оказалось не так: старое здание в стиле сталинского ампира снесут вовсе, а на его месте построят новое, архитектурная ценность которого, по оценке специалистов, уходит в отрицательную величину.
Известно, что тендер на проектирование нового здания был разыгран еще в 2018 году, победило в нем некое НТЦ «ПромТехЭнерго», которое специализируется на проектировании промышленных строений. Эта компания выиграла тендер у питерцев, снизив начальную цену в 9,5 млн рублей почти на миллион. Кто давал задание на проектирование и заложил в него идею не реставрации, а убийства «Родины», неизвестно. В городе давно нет ни градостроительного совета, ни главного архитектора, которому можно было бы задавать такие вопросы, но явно есть какой-то «демиург», который предпочитает оставаться в тени.
Подчищаем историю?
Архитектор Александр Варюхин считает, что архитектуру сегодня пожирает настоящая «зараза» – эдакий архитектурный ковид, и жертв уже достаточно. Одни здания «болеют» (например, Дворец пионеров, фасад которого после облицовки керамогранитом потерял значительную часть своей аутентичности, или обновленный ЦУМ), а другие погибают (недавний пример – больница, построенная по проекту архитектора «Вольсова»).
- Основным симптомом заболевания является бестрепетное желание различных интересантов вымарать из городской среды все материальные следы предыдущих периодов истории нашей страны, - написал Александр Варюхин в соцсетях, где организовалась площадка для обсуждения судьбы «Родины». - …Историю любой страны или города туристам излагают во время городских экскурсий на примере архитектуры… Именно по этим материальным следам турист получает хотя бы поверхностное представление о многовековой истории конкретной страны или народа.
Эту мысль поддержал архитектор Лев Нецветаев:
- К зданию с яркими чертами стиля и времени надо относиться максимально бережно и любовно. Не так много у нас таких зданий. А пошлый, лишенный хоть какой-то стилистики макет, предлагаемый на замену, может вызвать лишь улыбку недоумения.
Архитектуры, как явления культуры, несущего определенные смыслы, в этом проекте не случилось: история места утрачена, уместность названия тоже, считает архитектор Олег Владимиров:
- Трудно называть театр в таком здании "Небольшим". И вообще такое здание - театром. В нем нет никаких культурно-исторических особенностей и художественного образа. В нем нет театра, как такового. На этой декорации жизнь остановилась, осталась одна ПУСТОТА.
И кому это надо?
Почему и в чьих интересах «Родину» надо было обязательно снести? В официальном сообщении об этом проекте есть только одно более или менее внятное объяснение: новое здание будет в десять раз больше, в его зрительном зале вдвое увеличится количество посадочных мест. Но зачем «Небольшому театру» такие площади, если и прежний зрительный зал редко заполнялся на сто процентов?
Казалось бы, тот самый случай, когда нужна была реконструкция с целью расширения производственных площадей. Ведь сам театр, в смысле его содержания, и здание очень гармонично сосуществовали, будто были предназначены друг для друга.
И если уж появились деньги на строительство нового культурного объекта, почему бы наконец не построить здание для Художественного или Краеведческого музея, которые с 1932 года теснятся в доме-музее И.А. Гончарова и из-за дефицита места показывают только десятую долю того, чем владеют?
Там, где принимают решения, что, где и как строить, эти вопросы показались бы, мягко говоря, наивными. Потому что «там», похоже, ориентируются на какие-то известные только в узком кругу обстоятельства. Вероятно, именно поэтому проекты, рожденные «там», не попадают в поле общественного обсуждения, которое могло бы только повредить решению главной задачи – освоить выделенные деньги.
Итак, на старте новый тендер – теперь на выбор подрядной организации (вчера, 18. 02.21г., был закрыт прием заявок), а это значит, что дни «Родины» уже сочтены.
Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА
Фото со страницы Олега Владимирова в Facebook