Такое объяснение политики Запада по отношению к России прозвучало недавно с горных вершин.
Тезис сводился к тому, что наши успехи раздражают коллективный Запад, и тогда начинается политика сдерживания. Так было и когда мы усовершенствовали наши вооружения и укрепили обороноспособность. Так это и сейчас, после появления нашей, первой зарегистрированной в мире, вакцины. И так всегда, это же понятно, «вы что, не видите что ли?». В общем, как только у нас появляются успехи, так сразу потихоньку, помаленьку включается эта политика. «Ничего нового».
Под политикой сдерживания имеются в виду, видимо, вводимые против России санкции. Правда, вставать с колен, причем вставать очень бурно, мы стали в начале 2000-х, поставив цель за десять лет удвоить ВВП. Иначе говоря, росли мы темпами, близкими к десяти процентам в год. Но никаких санкций против нас никто тогда, по-моему, не вводил. Первым же поводом к ним послужила смерть в камере СИЗО юриста Сергея Магнитского, вскрывшего схему увода налогов и, как считается, задевшего тем самым весьма влиятельных лиц в российской иерархии. Его арестовали по какому-то, как опять же писалось, надуманному поводу и бросили в тюрьму, где он, не получив медицинской помощи, и умер.
На эти санкции Москва ответила, что называется, симметрично, запретив гражданам стран Запада усыновлять сирот из российских детских домов. Потом был, кажется, Крым, и санкции вводились за присоединение полуострова к России - в нарушение норм международного права, и за Донбасс. Затем, а может, и перед этим, случилось отравление в английском городке Солсбери бывшего российского разведчика и гражданина Великобритании Сергея Скрипаля и его дочери. Но санкции были введены не за собственно покушение на них (они выжили), а за то, что покушение было совершено с использованием боевого нервно-паралитического газа типа «Новичок», запрещенного международной конвенцией.
Сейчас на повестке дня возможные новые санкции - в связи с отравлением Алексея Навального, но опять не столько за покушение на оппозиционера (мало ли политиков в России за последние 30 лет было убито, но ни о каких санкциях речь ни разу не заходила), сколько за то же боевое отравляющее вещество класса «Новичок», примененное и в случае с Навальным. «Новичок» же и его аналоги могут в соответствии с международным правом находиться исключительно в руках государства, следовательно государство и несет за них ответственность. Если за покушением на «берлинского пациента» стоял некто «левый», к госструктурам отношения не имеющий, ответственность за утечку яда все равно лежит на государстве, и никакой связи с ростом России или снижением тут, на мой взгляд, нет.
Цивилизованный мир на Россию так озлобился, что любые наши успехи его раздражают, и он берется за политику сдерживания. Но почему именно на Россию они там озлобились, ведь в разное время росли разные страны на нашей планете? После Второй мировой войны бурно развивалась Япония и так называемые азиатские тигры - Южная Корея, Сингапур, Гонконг, и никто не пытался их сдерживать. Наоборот, США всячески способствовали их росту. Как и восстановлению Европы после войны. В наши времена стремительный рост переживали Индия и Турция, но что-то не слышно, чтобы турецкий президент жаловался, что Запад не дает Турции дорогу. Так почему Россию-то мир не жалует? Может, дело в нас, а не в мире? Не в нашей власти, чтобы нас любили другие, но в наших силах быть этого достойными, писал в конце XIX века русский философ и поэт Владимир Соловьев. И через 120 лет в отношениях с миром у нас, выходит, все то же самое: мир идет себе, а мы губы дуем. Растем, растем, а все как дети малые.
Василий МЕЛЬНИК