Номер «СК», который вы держите в руках, последний, выпущенный в 2020 году. Год прожит, и наша газета старалась рассказывать читателям о реальной ситуации во всех сферах. Делать долгосрочные прогнозы сложно, но еще через год ульяновцы будут иметь губернатора и своих представителей в Государственной Думе, появившихся с применением новых нюансов выборного законодательства. Речь идет о голосовании, длящемся несколько дней, проходящем вне избирательных участков (на пеньках, во дворах, под навесами у магазинов) и так далее.
Подобные приемы использовались в нынешнем году при голосовании по поправкам в Конституцию РФ. Люди тогда удивлялись, например, навесам возле остановок или супермаркетов, думали, в них квас продают или еще что-то, а оказывается, голосуют. Большой пенек в одном из сел Ульяновской области вообще прославился на всю Россию: местные жители там якобы праздники справляют вот и проголосовать решили, раз где хочешь можно. Всё это называлось голосованием на территориях общего пользования, проводимом для большей доступности и для безопасности в период пандемии коронавируса. Россияне тогда роптали, но не очень, потому что голосование по Конституции было не совсем настоящим – поправки в Основной закон руководство страны вправе было принять и без всенародного волеизъявления. Теперь же новые методы законодательно распространены и на выборы органов власти - по всей вертикали в стране, от Москвы до окраин. В Ульяновской области местное законодательство укладывали в рамки российского на декабрьском заседании Законодательного Собрания.
Как заявил председатель областной избирательной комиссии Юрий Андриенко, изменения в федеральные законы об основных гарантиях избирательных прав уже вступили в силу, поэтому нужно принимать соответствующие поправки в семь законов Ульяновской области. Причем желательно быстрее – до Нового года. Для этого вопрос и вставили в короткую повестку заключительного в 2020 году заседания ЗС. Андриенко выделил несколько федеральных положений, которым должны соответствовать региональные нормы о выборах. Центральный избирком (ЦИК), например, наделяется правом устанавливать порядок голосования по почте и электронного голосования. Через портал госуслуг может быть подано заявление о голосовании вне избирательных участков - на тех самых территориях общего пользования. Допускается досрочное голосование групп избирателей, проживающих в населенных пунктах, транспортное сообщение с которыми затруднено и где отсутствуют помещения для голосования. То есть голосование может растянуться на несколько дней. Андриенко отметил, что таких населенных пунктов в Ульяновской области около 400. Надо же: вроде не в тайге живем и не в пустыне, а как далеки от цивилизации! Председатель облизбиркома подчеркнул, что голосование по почте не станет основным, будет применяться в исключительных случаях, ЦИК еще не утвердил необходимого порядка. Есть также рекомендация не увлекаться голосованием на придомовых территориях. Однако рекомендации против закона – слабый аргумент, а закон все это теперь позволяет, и его всегда можно применить, если захочется.
Поправки в областное законодательство однозначно одобрила только фракция «Единой России» в ЗС. Ее лидер Василий Гвоздев, сказал, что трехдневное голосование или голоса, отправленные по почте, добавляют удобства избирателям, на легитимность выборов не влияют, и он надеется, что в следующем году явка в регионе повысится до 40-50 процентов.
Все остальные фракции Собрания имеют к нововведениям определенные претензии. Депутат Виталий Кузин считает, что избирателей (в основном бюджетников), сильно зависящих от начальства, можно заставить голосовать по почте и проконтролировать при этом, чтобы голосовали за нужную кандидатуру – ведь письмо легко посмотреть, тут даже кабинки для голосования отсутствуют. Голосование на территориях общего пользования облегчает возможный вброс бюллетеней. Да и примененный термин «иные места», по мнению вице-спикера ЗС Дмитрия Грачева, не вызывает восторга: дает слишком широкое толкование, узаконивает разные «пенёчки», которые теперь распространяются на любые выборы в стране. И все оппозиционные фракции в ЗС сошлись в том, что если вводить предложенные послабления при голосовании (трехдневное, по почте и т.п.), то лишь на время пандемии коронавируса, в целях дополнительной безопасности населения.
Однако рассуждения ульяновских депутатов были, по большому счету, уже бесполезны. Представитель прокуратуры на заседании заявил, что областное избирательное законодательство требуется приводит в соответствие с федеральным, поэтому если поправки в местные законы приняты не будут, то возникнут противоречия, и прокуратура будет оспаривать вопрос – вплоть до судебного разбирательства. В итоге прокурорский работник сыграл роль своеобразного матроса Железняка, закрывшего обсуждение. Все поправки были приняты.
Так что в сентябре следующего года ульяновцев ожидают выборы губернатора и в Госдуму РФ со всевозможными нововведениями. Не исключены голосования на пеньках, лавочках и еще на какой-нибудь «скале совета», как в книжке про Маугли. Возможно, будет задействована почта. Еще немного и смс-голосованием станем решать судьбу страны и региона. Не поймешь даже: то ли это неудержимый расцвет демократии, то ли ее постепенная ликвидации. Может, потому многие теперь и не ходят на выборы.
Владимир Самарин