Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

Пени снова будут начислять

   С нового года ЖКХ закручивает гайки. Под шумок в отраслевые документы внесли поправки, которые могут осложнить жизнь, если о них не знать.

   Под шумок…

   С нового года будут начислять пени, штрафы и неустойки за несвоевременную или неполную оплату коммунальных жилищных услуг и взносов за капремонт. Все это отменяли со 2 апреля и до конца 2020 года в связи с пандемией (Постановление правительства N 424). Пандемия с тех пор никуда не делась, но о продлении «каникул» правительство РФ пока никакого документа не издало. Если он так и не появится, то с начала 2021 года в силу снова вступят нормы Правил предоставления коммунальных услуг, которые предусматривают не только начисление пеней за просрочку платежа, но и право ресурсников отключать должников от своих услуг. И вот тут есть один любопытный нюанс, о котором лучше бы помнить. Если до пандемии ресурсники обязаны были заранее вручать задолжавшим потребителям уведомление об отключении от своих услуг, то теперь должник считается предупрежденным автоматически, если в его платежном документе упомянуто о том, что несвоевременная оплата ЖКУ влечет за собой такие-то санкции. Замечательно, что федеральный Минстрой сообщил об этом 12 ноября нынешнего года, то есть в тот период, когда действовал мораторий на отключение услуг за долги. Понятно, что большинство эту новость просто не заметило, а с нового года она станет нормой жизни. Так что советуем повнимательнее изучить платежные документы, которые вам кладут в почтовые ящики. Если в них есть предупреждение о санкциях за долги, то вас в любое время могут отключить от услуги, а уж потом вы будете разбираться, был на самом деле долг или не было.

   Сначала отнимем

   Надо признать, что схема: «сначала отнимем, а потом будем разбираться» - действовала и раньше, но как-то за рамками правового поля. А теперь она, что называется, «в законе». «СК» недавно писал о том, как взыскивают долги через судебный приказ. И в этом случае тоже потребителя никак не предупреждают о возникших к нему претензиях. Управляющая компания может просто обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании долга. Суд выдает этот документ, а копию направляет должнику. И если тот в десятидневный срок не обратится в суд с заявлением об отмене этого документа, то за дело берутся приставы.

   - Часто потребитель узнает о долге, только когда судебные приставы накладывают взыскание, например, на заработную плату или пенсию. Итог: деньги списаны, а почему это произошло – человек не в курсе, - говорит заместитель директора Центра управления городом Михаил Медведев. - Он идет к приставам, выясняет причины и лишь потом пытается отменить судебный приказ. Это отнимает время и силы. Кроме того, в случае, если управляющая компания находится в стадии банкротства, вернуть деньги после отмены судебного приказа можно далеко не всегда.

   Специалист обращает внимание еще на одно письмо Министроя РФ (от 30 ноября), в котором говорится, что если потребитель решил поменять индивидуальный счетчик в квартире, а управляющая организация не опломбировывает его, то ему будут начислять плату по нормативу до тех пор, пока представители УК, ТСЖ или ЖСК не придут, чтобы ввести прибор в эксплуатацию. В случае бездействия управляющей организации есть только один выход – жаловаться в надзорные органы и в суд, пытаться получить возмещение убытков и компенсацию морального вреда.

   - Раньше достаточно было написать заявление в управляющую организацию, которая в течение месяца обязана была опломбировать прибор, - говорит Михаил Медведев. - Если этого не происходило, расчет производился по показаниям счетчика. Сейчас это положение касается только счетчиков электроэнергии, которые и так должен устанавливать ресурсник, а не потребитель. Похоже, законодатель стимулирует потребителя внимательно читать платежки и следить за происходящими изменениями в сфере ЖКХ. Понятно, что жители, чьи дома обслуживают управляющие компании, наиболее уязвимы. В ТСЖ, ЖСК подача иска в суд или отключение коммунальных ресурсов - крайняя мера. Многие споры решаются в досудебном порядке. Поэтому ужесточение законодательства - дополнительный стимул создавать ТСЖ, чтобы не иметь дела с управляющими компаниями, которым все равно, на кого подавать в суд и как кого уведомлять.

Анастасия АЛЕКСАНДРОВА

Фото автора