В Ульяновской области, по сообщению региональных властей, начал функционировать новый колл-центр, поставленный на борьбу с коронавирусом. Позвонив по бесплатному номеру 122, жители региона могут получить консультацию по вопросам, связанным с COVID-19. Только ульяновцы, столкнувшиеся с новым вирусом, ожидают, кажется другой помощи.
Информация о запуске у нас экстренного телефона 122 прозвучала 30 ноября на штабе по развитию региона. Пока новый колл-центр работает ежедневно с восьми утра до восьми вечера, а в дальнейшем готовится перейти на круглосуточный режим. О том, с какими вопросами следует обращаться по единому «ковидному» номеру, на заседании штаба рассказала заместитель председателя облправительства Светлана Колесова:
- Это возможность пожаловаться на несоблюдение противоэпидемических мер в медучреждениях, школах или детских садах, общественном транспорте, на предприятиях и объектах бизнеса. Возможность узнать, как себя вести при контакте с больным COVID-19, к какому специалисту в поликлинике следует обратиться, по каким номерам позвонить, какие действия предпринять при проявлении первых признаков вирусной инфекции. По телефону 122 пенсионеры, а также люди, вынужденные находиться на самоизоляции из-за проблем со здоровьем, могут обратиться за помощью в доставке продуктов и лекарств. При необходимости специалисты колл-центра могут перевести звонок в министерство здравоохранения, министерство социальной защиты и так далее, если этого требует решение проблемы обратившегося человека.
Хорошо, конечно, что где-то можно узнать, как действовать, если вдруг столкнулся с подозрениями на коронавирус. Но одними словами делу не поможешь. Вот, узнал ты по телефону 122 в какую поликлинику звонить, и попробуй дозвонись туда! А сумел дозвониться и вызвать врача– попробуй дождись его. Ждут порой не день и не два – количество вызовов увеличилось в разы. Или попробуй дождаться результата теста, если тебе его вообще назначат, найти нужные лекарства. Никакие колл-центры не увеличат количества врачей, нехватка которых становится все острее, не добавят коек и медикаментов в больницах. Ваш звонок по телефону 122 переведут в облминздрав, как сказала зампред Колесова, при необходимости (кто определит – есть ли она, оператор колл-центра?). Хотя и это не гарантия того, что вы получите своевременное лечение.
Проблемы борьбы с ковидом по-прежнему стоят в полный рост и не хотят отступать, о чем, кстати, говорил на том же штабе губернатор Сергей Морозов:
- Мы должны решить проблему с дозвоном граждан в больницы, своевременностью прихода врачей на дом, обеспеченностью их транспортом, сопровождения амбулаторных больных. Должны иметь в полном объеме лекарства в аптеках, стационарах, должны знать, как идет выдача бесплатных препаратов. Другой вопрос – полнота и скорость тестирования. Стыдно за некоторые районы области: тесты в лаборатории привозят один-два раза в неделю. Привоз тестов должен быть ежедневным. Цель – отдавать результаты за 24 часа.
Все это, как говорится, еще «в процессе», и ничему из этого ряда звонок в «коронавирусный» колл-центр сегодня не поможет. А вообще единый телефон 122 – идея общероссийская, к которой подключилась Ульяновская область. Про номер 122 неделю назад на совещании с главами регионов рассказывал вице-премьер правительства России Дмитрий Чернышенко, заявив о централизации и оперативной маршрутизации в нужные службы «ковидных» звонков в субъектах РФ, отметив, что в систему вошли уже 27 регионов. По сообщению ТАСС, Чернышенко утверждает, что по номеру 122 можно не только получить консультацию, но и вызвать на дом врача или «скорую помощь». А в аппарате вице-премьера добавили, что в перспективе появится возможность дистанционно оформить больничный лист, доставку рецептурных препаратов, получить предварительную консультацию специалиста и решить многие другие вопросы, связанные с COVID-19. В какой перспективе – не уточняется. Как не уточняется, вырастет ли штат медработников и количество лечебных учреждений для всех этих целей. Ведь в противном случае колл-центры, даже самые централизованные, рискуют превратиться в дорогой, но бесполезный автоответчик.
Владимир Самарин