Так ли страшен выход США из договора по открытому небу (ДОН), как это представили лица России?
ДОН стал очередным из серии международных соглашений, из которых Дональд Трамп вывел Америку. Тут и соглашение по климату, и договор о ракетах средней и малой дальности, и так называемая иранская сделка, и американо-китайское торговое соглашение, и т.д., и т.п. Объявляя о выходе из ДОНа, Штаты заявили, что этот договор утратил для них смысл, поскольку Россия ведет себя в нем нечестно. Ну, это стандартное и в духе как раз Трампа обвинение, не означающее, думаю, вообще ничего. Но правда, видимо, то, что ДОН не имеет больше для США смысла.
В соответствии с договором страны, его подписавшие, вправе совершать по заранее утвержденным графику и маршруту облеты территории других государств-участниц. Цель облетов - контроль выполнения договоренностей по обеспечению международной безопасности, для чего облетчики фотографируют объекты на земле, под крылом, что называется, самолета. На борту присутствуют представители страны-хозяйки, которые следят, чтобы контролеры не фотографировали то, что не следует.
У нас считается, что Трамп, выходя из договора, закрывает Штаты от постороннего надзора, но обратной стороной этого шага является то, что он фактически как бы отказывается и от контроля за территорией других государств, включая Россию. Москва, всполошившись, теперь добивается от европейских стран - участниц договора, гарантий того, что, совершая контрольные облеты нашей территории, они не будут передавать собранные данные Америке. На телевизионных ток-шоу твердят, что это невозможно, и данные, конечно, будут уходить в Вашингтон, так как все эти государства члены НАТО, как и США, и Европа, даже дав нам гарантии, нас обманет. В общем, договор становится практически бесполезным. Конкретно для России.
Конечно, я, возможно, чего-то не понимаю и не знаю, но зачем в наши дни нужны такие облеты? Ведь даже картина сбития малазийского «Боинга» над Донбассом 17 августа 2014 года была восстановлена в ходе следствия до мельчайших деталей на основании данных, полученных из других источников. По большей части данные были взяты с космических спутников и из интернета. Узнали не только, из какого орудия «Боинг» был сбит, но и откуда это орудие было на место доставлено, и через какие населенные пункты его везли, и фамилии, имена и воинские звания лиц, участвовавших в этой операции, и куда орудие увезли после выстрела по «Боингу».
И разве те же спутники не отслеживают каждый клочок на территории любого государства? И могут якобы распознать количество звездочек на погонах офицера, не говоря уж о номерах автомобилей и прочей «мелочевке». Так зачем в таком случае России летать над США или США над Россией, если и без этого дедовского метода визуального наблюдения любое правительство получит любые данные и разведданные на тарелке с голубой каемкой, то есть с экрана компьютера?
На самом деле все может быть проще, если допустить, что облет Америки - это для контролеров халявная прогулка на дальние расстояния и в дальние страны. Не без приятностей, как всякая командировка. Подниматься в воздух для осмотра территории Штатов российский самолет должен с одного из американских аэродромов, чтобы еще и взять на борт, повторюсь, их военных. А это значит общение с гражданами США не через прицел телешоу, а непосредственно, люди же они, говорят, простые и дружелюбные. Это значит, вероятно, и прошвырнуться по их магазинам, накупить дефицита и вкусностей, ввоз которых в Россию запрещен ее же властями. И это значит, в конце концов, просто взглянуть на Америку, въезд в которую, как и в другие государства, нашим военнослужащим и сотрудникам прочих силовых структур запрещен опять же нашими властями. Вырваться за предела и глотнуть глоток свободы - вот что это по большому счету, наверное, значит, и расставаться с этим жаль. Другие версии на ум как-то не приходят.
Василий МЕЛЬНИК