Подписанное Баку, Ереваном и Москвой соглашение о немедленном прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе в Армении поняли как победу Азербайджана и Турции и поражение самой Армении.
У нас соглашение было преподнесено как дипломатический успех Москвы, но по прочтении его текста становится ясно, что это капитуляция. По соглашению из Карабаха должны быть выведены армянские войска, а Азербайджану возвращаются удерживавшиеся Ереваном 30 лет Агдамский, Кельбаджарский и Лачинский районы. Контроль над так называемым Лачинским коридором между Карабахом и Арменией также изымается из рук Еревана и передается переброшенным туда российским военным подразделениям. В населенных пунктах Карабаха размещаются азербайджанские военные комендатуры, что является, вероятно, лишь первым шагом к полному переходу территории к Баку и выдавливанию с нее армян. Это главные пункты документа, остальные - о возвращении беженцев, обмене пленными и убитыми - вопросы чисто гуманитарные. К возможности решения конфликта они имеют лишь косвенное отношение.
То есть конфликт, на мой взгляд, не решается вообще, а переходит в новую фазу, когда его участником становится и Россия. По ходу боевых действий Турция действовала столь грамотно, что еще немного и Баку занял бы весь Нагорный Карабах, так что подписанное Москвой и Ереваном соглашение было откровенно вынужденным. В Армении это соглашение вызвало бурю протестов, захват парламента, избиение его председателя и требование отставки главы правительства Никола Пашиняна, поставившего под документом подпись. Многие в Армении восприняли произошедшее как предательство, хотя Пашинян и объяснял, что это не так, что другого выхода у него не было, что соглашение он подписал после оценки имеющихся ресурсов, в том числе военных.
Но факт остается фактом: армяне чувствуют, что проиграли ненавистным Турции и Азербайджану. И хуже того - у них могло сложиться впечатление, что военный союзник Москва Армению тоже оставила и, убрав ее войска из Карабаха, играет на стороне их противников.
В общем, никаких особых лавр Россия в этой истории не получит. Даже, наверное, наоборот - отношение армян к ней ухудшится, и есть риск повтора ситуации 1988 года, когда Москва попыталась вмешаться в конфликт вокруг Нагорного Карабаха. Мне довелось стать свидетелем тех событий. Как раз в том время я проходил службу в Советской армии в одной из воинских частей на территории Еревана. После обострения ситуации в Нагорном Карабахе, бывшем частью Азербайджана, на улицы армянской столицы вышли сотни тысяч протестующих. Ереван кипел. На той же Театральной площади, где митингуют сегодня, проходили беспрерывные митинги и тогда.
Обстановка накалялась. Был разгромлен ереванский аэропорт, после чего Москва перебросила в Армению военных, взявших, в частности, аэропорт под охрану. Появление воинских подразделений из России ситуацию просто взорвало, и люди в погонах, даже из частей, дислоцированных в Армении на постоянной основе, стали подвергаться нападениям местных. Части перевели на казарменное положение, офицерам, проживавшим в городе, запретили передвигаться по одному, а над улицами Еревана появились растяжки с надписями: «Кремлевские убийцы, вон из Армении!».
Таков был итог той миротворческой операции, когда армянское общество посчитало, что Москва выступает на стороне Баку. Таким же итог будет, скорее всего, и в этот раз. Несмотря на то, что Армения находится в безвыходном положении, будучи зажата между государствами, ей недружественными, и надеявшаяся только на Москву. Унижение произошедшим, разочарование в немногочисленных союзниках сделают армян только еще более обидчивыми, несговорчивыми и не доверяющими Кремлю. Хотя горы камней Нагорного Карабаха не стоят жизней. Территориальные споры вообще становятся в современном мире атавизмом, чего, впрочем, в Ереване не хотят понимать и не поймут, и вряд ли будут Москве сильно благодарны за то, что она сейчас сделала, удалив их от Карабаха, который они считают своей землей.
Юрий КАШИНСКИЙ