Ситуация с заражением COVID-19 в Ульяновской области остается острой. В начале текущей недели ежедневно фиксировалось более 200 новых больных за сутки. Усугубляет ситуацию и начавшийся рост заболеваемости ОРВИ: недельный эпидпорог превышен, особенно это касается людей старше 15 лет (на 240 процентов и более). Тем временем в аптеках Ульяновска пропали арбидол, его противовирусные аналоги, отмечаются перебои с антибиотиками. А жители Заволжья потеряли для комплексного лечения единственный в левобережье круглосуточный стационар: ЦГБ перепрофилируют исключительно под ковидный госпиталь.
Куда исчезли лекарства?
Арбидол и антибиотики типа азитромицина российские медики используют при лечении и профилактике острых респираторных инфекций. Недавно я поинтересовался в нескольких аптеках, есть ли в продаже арбидол? Оказалось, что ни самого препарата, ни его аналогов нет и неизвестно, когда будут, потому что они отсутствуют на аптечных складах. И это в начале новой инфекционной волны.
Насчет пользы от арбидола при лечении ОРВИ и настойчивом продвижении его на российском рынке говорилось и писалось всякое. А от коронавируса во всем мире до сих пор так и не разработано, по большому счету, действенного лекарства, поэтому и доктора, и пациенты хватаются за любой шанс. В основном, применяют давно известные антибиотики, противовирусные препараты да надеются на помощь иммунитета заболевшего человека. И вот теперь с этими лекарствами перебои.
Острый дефицит антибиотиков и противовирусных средств отмечается сейчас во многих регионах России. Тревогу бьют жители Подмосковья, Самары, Екатеринбурга, Челябинска, Смоленска, Читы, Волгограда, Новосибирска, Иркутска, Омска… Главной причиной дефицита специалисты называют повысившийся осенью спрос на такие препараты, вызванный ростом заболеваний ковидом и ОРВИ.
- Антибиотики должен назначать только врач, с четким обследованием перед назначением,- сказал, комментируя очередной ажиотаж, главврач ЦК МСЧ Ульяновска Юрий Келин. Но это ведь в идеале. В Ульяновске и без коронавируса была целая морока попасть на прием к врачу в системе государственной медицины, а сейчас ходить по больницам еще и опасно. Недостатки родного здравоохранения россияне давно компенсируют самолечением, которое часто их выручает. Вот и теперь одни делают закупки нужных лекарств впрок, другие при появившихся симптомах интересуются, чем лечились знакомые, «советуются» с интернетом, затариваются и принимают. С нехваткой препаратов российские аптеки сталкивались еще весной – при первой волне коронавируса. Тогда спрос, по некоторым оценкам, превышал норму на 25 процентов. Почему же теперь, к осени, востребованных лекарств не выпустили в достатке: ведь вторую волну прогнозировали.
Перебои с поставкой медикаментов частично объясняют также введением обязательной маркировки лекарственных средств с 1 июля 2020 года для защиты от фальсификата. Это увеличило время поступления препаратов от производителя в аптеки, потому что система не справляется с нагрузкой. Теперь маркировку лекарств временно хотят упростить.
Перебои в аптеках, думается, со временем устранят. Только дефицитные препараты, вернувшись на полки, скорее всего, подорожают. И ни один орган власти при этом не шевельнется.
В Волгограде обещают бесплатные препараты
Что спасает в борьбе с COVID-19, могли бы рассказать председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин и его первый заместитель Екатерина Уба. Недавно они вылечились от коронавируса и приступили к работе. Некоторые пользователи соцсетей, кстати, всерьез предлагают этим чиновникам публично поделиться успешной методикой лечения – для пользы других. Областной минздрав, например, советует при легких случая лечиться на дому, отказавшись от госпитализации в больницы, где мест не хватает. И все чаще в стране звучат предложения компенсировать людям амбулаторное лечение от ковида–хотя бы частично. Руководство Волгоградской области, например, 22 октября проанонсировало, что готово бесплатно предоставлять медикаменты лечащимся на дому ковидным больным старше 65 лет, чтобы обеспечить качественную медпомощь и снизить риск осложнений. Как только у пожилого человека будет диагностирован COVID-19, заболевшему обещано привозить лекарства (до двух недель) по схемам последних рекомендаций - противовирусные, иммуномодуляторы, антикоагулянты.
28 октября на видеосовещании с министрами президент России Владимир Путин поручил выделить 5 млрд рублей на обеспечение бесплатными лекарствами от коронавируса пациентов, проходящих лечение амбулаторно, во всех регионах страны. Решение должно быть принято на ближайшем заседании правительства РФ.
Заволжье лишили стационара
В Ульяновской области число ковидных коек спешно увеличивают на 461 -до 2030 штук. Делать подобное необходимо, но, к сожалению, ключевое слово здесь - «спешно». За лето региональная власть не уговорила федералов развернуть у нас отдельный ковидный госпиталь. Видимо, слабо убеждали Москву дать денег - не так, как при строительстве дорогой, но пустопорожней развязки с нового моста через Волгу. И теперь для приема дополнительных больных коронавирусом фактически ликвидируется как многопрофильное лечебное учреждение Центральная городская больница. Кто подал губернатору такую дикую идею? Ведь ЦГБ оставалась единственным круглосуточным стационаром для взрослых в левобережье Ульяновска. Но с 1 ноября туда намечено класть только ковидников – во весь семиэтажный корпус. А куда девать пациентов с другими заболеваниями? Многим тоже нужна экстренная помощь – инфарктникам, инсультникам, больным с аппендицитом, с переломами… Как быть с ожоговым отделением ЦГБ, считавшимся областным ожоговым центром? Его с многочисленным сложным оборудованием по щелчку пальцев не передислоцируешь – все нарабатывалось годами. Офтальмология ЦГБ пользовалась успехом при оперировании катаракты.
Теперь пациентов, лечившихся в ЦГБ, решено направлять на другой берег - в Областную больницу и Центр специализированных видов медицинской помощи (бывшая БСМП).
- Вся маршрутизация проработана. В указанных учреждениях достаточно коек, всем пациентам будет оказана медпомощь в полном объеме – заявил региональный министр здравоохранения Виктор Мишарин. Но в правобережных больницах своих пациентов выше крыши. Теперь к ним добавятся новые, из ЦГБ, которая всегда была переполнена. И нельзя забывать, что город разделяет Волга – пусть и с двумя мостами. Нарушится переправа – как повезешь экстренного больного с левого берега на правый? Недаром при советской власти стационары были построены на каждом берегу. Сейчас о доступности медпомощи остались только разговоры. Почему для создания ковидного госпиталя надо уничтожать другую больницу? Почему коечный фонд нельзя увеличить, например, за счет переоборудования некоторых спорткомплексов, раз так прижимает? В Москве пожертвовали временно даже большим крытым катком «Крылатское», сделав там ковидную лечебницу. В Ульяновской области в последнее время настроили немало спортсооружений, чем гордились. Но если сегодня не защитить людей от болезней и пандемий, то завтра там просто некому будет заниматься.
Владимир Самарин
P.S. Так, 27 октября в Омске сотрудники «Скорой» решились привезти больных к зданию регионального министерства здравоохранения после того, как весь день возили пациентов по городу из-за отсутствия мест в больницах.