Налог на бездетность вновь предлагают ввести в России наиболее горячие головы. Только зачем? Ситуацию с рождаемостью он не улучшит почти наверняка, но может стать еще одним денежным побором с населения, и так превращенного в неиссякаемый источник безжалостного выкачивания средств.
Демографическая ситуация в стране, конечно, плачевная. Рождаемость постоянно снижается. В первой половине 2020 года, по данным Росстата, зарегистрировано 811 тысяч новорожденных, что почти на 6 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Смертность в России стабильно выше рождаемости. Такое же положение в Ульяновской области. За минувший год в нашем регионе, по данным ЦСИ, умерло на 6197 человек больше, чем родилось. Коэффициент естественной убыли населения составил 5,0 промилле, что выше показателя 2018 года в 1,1 раза. По демографическому прогнозу, обнародованному Ульяновскстатом, к 2035 году население нашего региона может сократиться более чем на 137 тысяч человек - с 1,239 млн до 1,102 млн. Это произойдет, в том числе, из-за низкой рождаемости , которая может упасть за 15 лет с 11,6 тысяч до 9,4 тысячи человек в год.
На фоне усугубляющихся фактов естественной убыли населения и возникла очередной раз инициатива ввести налог на бездетность. С ней недавно выступила на радиостанции «Говорит Москва» председатель правления общероссийской общественной организации «Совет матерей» Татьяна Буцкая. Она считает, что новым налогом следует обложить как мужчин, так и женщин, не имеющих детей:
- Мы говорим о тех, кто сознательно отказывается от решения родить ребенка. Пусть либо любит детей и рожает, либо не любит и платит за то, что не любит. Вас не будут просить заплатить 600 тысяч рублей в месяц. Гипотетически это может быть 500 рублей в месяц. Никто из-за этих денег не пойдет рожать, тем не менее появится понимание того, что я беру на себя ответственность, строю карьеру, живу для себя, путешествую, получаю пятое образование и плачу эти несколько сотен рублей. Скорее всего, налог будет касаться людей репродуктивного возраста. Если мы не сделаем серьезных шагов в сторону увеличения рождаемости, то нас, как нации, просто не будет. Если у человека есть принципиальная позиция не рожать ребенка, тогда помоги тем, кто уже родил. Налог не планируется брать с людей, которые не могут иметь детей по медицинским показаниям. Точной системы пока нет, мы сейчас набрасываем идеи.
Этот «наброс идей» поддержала председатель комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева (фракция КПРФ), заявившая, что обкладывать налогом надо тех, кто не хочет рожать.
Мягко говоря, странные методы для прироста населения предлагают эти женщины. По их мнению, пусть и скромным налогом, но государство должно из стратегических соображений обременить человеку право выбора в очень щепетильном, интимном вопросе. Получается, неважно нашел ли человек близкую душу (может, рад бы да не выходит), с кем вместе хочет иметь детей и прожить жизнь. Главное - он просто обязан зачать и родить ребенка для роста народонаселения. В противном случае пусть платит (и лучше бы все-таки 600 тысяч рублей, которые промелькнули в словах дамы из «Совета матерей»). Платит за «жизнь для себя». Хотя жизнь любого россиянина и без того обложена массой налогов и сборов – подоходным, транспортным, на недвижимость и т.д. – куда уж больше!
Очень сомнительно, что деньги от предложенного налога на бездетность государство потратит именно на демографию. И как ими можно поднять рождаемость - направить на увеличение пособий будущим родителям? Пока никакие материнские капиталы проблему убыли населения кардинально не решают. А в то, что кто-то поспешит рожать под угрозой 500-рублевого налога, не верит и сама Буцкая. Так отчего же вырастет рождаемость?
В нашей стране в советское время уже существовал налог на бездетность (налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан). С ноября 1941 года его в размере 6 процентов от зарплаты должны были уплачивать бездетные мужчины (независимо от семейного положении) от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет. Освобождались от налога те, кто не мог завести ребенка по состоянию здоровья, а также родители, потерявшие детей во время Великой Отечественной войны. Действовали льготы для учащихся средних специальных и высших учебных заведений (до 25 лет), для Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы, для военнослужащих и членов их семей. Налог прекратил существование в 1992 году с распадом СССР. Особой погоды в демографии он не сделал: с 1970-х годов прирост населения в стране падал, подпитываясь в основном за счет кавказских и среднеазиатских республик, где традиции многодетных семей были более крепкими. Еще один из самых заметных налогов на холостяков действовал в Италии - с 1926 по 1943 год. Его ввел фашистский лидер Бенито Муссолини. У итальянцев, правда, проблем с рождаемостью тогда не было, но дуче хотелось иметь еще больше подданных, а также денег в казну. Намеченную сумму, кстати, Муссолини собрать не удалось. Сбой в конце концов дали и демографические налоги в Китае, где с 1979 года 35 лет действовал принцип «одна семья - один ребенок», и взимались штрафы, наоборот, в случае многодетности. Материковому Китаю, стремившемуся экономить материальные ресурсы, удалось снизить численность до предполагавшихся «приблизительно 1,2 млрд. человек». Но с 2013 года в стране стало сокращаться трудоспособное население. Тогда власти КНР с 2016 года разрешили любой семье иметь два ребенка. Однако вернуть утраченное оказалось непросто: сейчас рождаемость в КНР не может превысить 17 млн человек, зарегистрированных в 2014 году, а в 2019 году она оказалась самой низкой за всю историю республики – менее 15 млн человек.
Эксперименты с демографией – вещь непредсказуемая. Специалисты давно сошлись во мнении, что на рождаемость очень сложно повлиять какими-то стимулами и акциями, всплески и спады ее неожиданны и малообъяснимы. Был, скажем, всплеск после Второй мировой войны. Время стояло трудное, но женщины много рожали вопреки всему. Может быть, после тягот и страданий войны люди верили, что впереди будет светлая жизнь, интуитивно тянулись к ней, соскучились по детям. В современной России такой веры, видимо, нет. А отдельные женщины верят в налог на бездетность. Забывая, что насильно мил не будешь.
Минфин РФ, правда, сообщил, что введение подобного налога не рассматривается. Думаю, в ближайший год так и будет: вряд ли власть станет рисковать своим имиджем перед выборами в Госдуму, которые предстоят осенью 2021 года. А дальше - кто его знает? Аппетиты государства неисповедимы.
Владимир Пугачев