Вот как это бывает при современной «комплексной» застройке. Переулок Устинова недалеко от университетской набережной.
Архитекторы назвали решение Гордумы градостроительным преступлением
Профессиональное сообщество архитекторов обратилось с открытым письмом к председателю городского парламента Илье Ножечкину и депутатам и порекомендовало им отменить решение об изменении в генплан города, которое нарушает право горожан на благоприятную городскую среду.
Не для людей
Напомним, что на последнем своем заседании Гордума пятого созыва приняла изменения в генплан Ульяновска (решение №97 от 17.09.20г.) и лишила город надежды обрести когда-нибудь благоустроенную набережную Свияги. В частности, в районе Тутей и университетской набережной изменено функциональное назначение территории размером в 93 га с зеленых зон общего пользования на зону застройки многоэтажными домами. Фактически это решение в интересах компании «Смарт-Инвест», которая получила возможность застроить берег Свияги с максимальной плотностью и этажностью. И оно вступает в полное противоречие с задачей, которую 30 сентября, на первом заседании новой Думы, поставил перед депутатами губернатор Сергей Морозов - подготовить народную (!) программу развития города с учетом наказов избирателей.
Избиратели в лице профессионального сообщества архитекторов не стали тянуть с наказами. В своем открытом письме они порекомендовали председателю и депутатам Гордумы отменить решение №97, поскольку оно по своей сути как раз антинародное.
«… Данная территория является «речным фасадом» города и необходимо ее комплексное освоение, предусматривающее не только жилую застройку, но и социальную инфраструктуру – школы, детские сады, поликлиники, объекты культуры, бульвары и др., словом, все то, что было запланировано действующим генпланом города, - говорится в открытом письме архитекторов. - В представленной же карте изменений все перечисленные элементы планировочной структуры исчезли. Собственно, в документе так и написано «Проектом не предусмотрено размещение объектов местного значения на проектируемой территории». То есть на территории в 93 га планируется строить только одно жилье… Это, бесспорно, является нарушением всех градостроительных нормативов, в том числе региональных и местных, которые, видимо, по «забывчивости» не указаны в перечне используемой литературы, но, согласно Градостроительному кодексу, являются обязательными к исполнению».
Опираясь на информацию, содержащуюся в Решении №97 и методику расчета потребности населения в общественных зданиях, авторы письма посчитали, что на территории в 93 га при средней этажности жилых зданий в 10 этажей должны быть, как минимум, две общеобразовательные школы, восемь-десять детских садов, объекты дополнительного образования (студии, кружки, секции, др.), одна поликлиника для взрослого населения и одна - для детей, а также детские, физкультурные площадки и многое другое. Например, в 20-минутной транспортной доступности должна располагаться станция скорой медицинской помощи.
И это только часть обязательных минимальных нормативных требований, которые обеспечивают соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Депутаты Гордумы «стерли» из документа часть улично-дорожной сети, зато в нем появились тупиковые дороги, блокирующие выезд (выход) к реке и в сторону улиц Кирова и 12 Сентября. В контексте принятого решения невозможно строительство на этой территории полноценных тротуаров и велодорожек.
«Благоприятная среда проживания людей немыслима без бульваров, скверов, парков, рекреационной и санитарно-защитной зелени, - пишут архитекторы. - На измененной схеме фрагмента генплана озеленение исчезло. Нет озелененной набережной, нет бульваров, спускающихся к реке, нет санитарно-защитной зелени вдоль дорог, нет скверов. А по местным нормативам градостроительного проектирования, утвержденным Постановлением администрации Ульяновска, на этом участке должно быть (по расчету) не менее 170 тыс.кв.м озеленения».
«Решение №97 - это градостроительное преступление», - убеждены авторы письма и настойчиво рекомендует депутатам впредь «проявлять особую ответственность при принятии градостроительных решений, влияющих на здоровье и качество жизни не только современников, но и будущих поколений».
Решают непрофессионалы
Любопытно, что половина состава Думы пятого созыва (в том числе и ее председатель), проголосовавшая за эти изменения в генплан, заняла места в новом городском парламенте. И как раз эти люди теперь призваны формировать «народную программу» развития Ульяновска. Судя по тому, что уже сделано, у них для этого, мягко говоря, нет самых элементарных знаний. Еще хуже, что процедура принятия решений не предполагает обязательных консультаций с экспертами. Как такое может быть?
- Как? Не знаю! – говорит архитектор Александр Варюхин. – Я вот с армии помню, что нарывы надо лечить мазью Вишневского, но это не значит, что я могу участвовать в медицинском консилиуме. А в этом случае, видимо, работает какая-то иная логика. Как известно, есть люди, которые принимают решения, и люди, которые их готовят. Кто готовил решение по этой территории, я не знаю. Среди тех, кто подписал открытое письмо (22 человека) – почетные архитекторы России, заслуженные архитекторы Ульяновской области, главные и ведущие архитекторы творческих мастерских, специалисты с большим градостроительным опытом, но никого из них к обсуждению изменений в генплан города не пригласили. Раньше, но это было давно, все изменения в генплан города обсуждались на градостроительном совете. По «советским» нормам две трети членов градосовета должны были быть практикующими архитекторами. В ныне действующем градосовете, по новому положению, могут быть люди, имеющие только познания в области архитектуры. В итоге из сорока его членов - четыре архитектора.
Ульяновск превращается из среды благоприятной для жизни и развития в среду, постепенно увядающую, считает архитектор Кирилл Артамонов:
- Это происходит в первую очередь из-за отсутствия грамотной и последовательной градостроительной политики, в которой на данный момент нет места долгосрочному планированию и работе над ошибками. Решения принимаются поверхностно, сумбурно и необдуманно, а качество среды отдается на откуп застройщикам, заинтересованным, как правило, лишь в моментальной прибыли, а не в качестве и функциональном насыщении. Такое отношение неприемлемо в градостроительной работе, тем более когда дело касается таких значимых для формирования нашего города территорий, примыкающих к важнейшей природной артерии - реке Свияге. Что касается подхода к комплексному освоению этой территории, считаю, что изменения в генплан вносить рано, а по решению №97 – вообще недопустимо. Напротив, стоит остановиться и начать с самого начала – с профессионального обсуждения.
Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА
Фото Олега Владимирова