В ближайший понедельник, 19 октября, школьники Ульяновской области должны выйти с внеплановых каникул, вызванных обострением ситуации с коронавирусом. Но дальнейшая форма обучения ребят все-таки остается под вопросом.
На прошлой неделе, как мы сообщали, глава региона Сергей Морозов опроверг появившуюся из Москвы информацию о переводе ульяновских школ после каникул на дистанционную работу с учащимися. Но в минувший понедельник на заседании штаба по развитию региона (так теперь называются еженедельные аппаратные совещания) все-таки поручил областному министерству просвещения разработать план перевода школьников на дистанционное обучение в случае усложнения эпидситуации.
- Мы должны быть готовы к дистанционному образованию. Должны понимать, как обеспечить доступ к широкополосному интернету. Нужно стремиться к тому, чтобы в каждой семье было соответствующее оборудование, желательно у каждого ребенка, - заявил губернатор.
После этого сразу возникают вопросы. Наверное, чиновники минпроса в общих чертах понимают, как обеспечить школьникам и учителям широкополосный интернет – протягивать сеть туда, где ее нет. Но если завтра вдруг наступит дистанционка, за день эту сеть не протянешь. Стремиться к тому, чтобы у каждого ученика был дома компьютер (желательно качественный) конечно нужно, но за чей счет? Это ведь по затратам не учебник купить. Помнится, весной 2020 года, при первом ковидном карантине, в Ульяновской области было принято решение помочь нуждающимся семьям с приобретением компьютерной техники для школьников. Много ли тогда закупили? Да и для семей с так называемым средним достатком покупка компьютера большого функционала - дело накладное. Особенно, если учесть продолжающееся падение реальных доходов населения и рост безработицы. В общем, предыдущее высказывание губернатора на заседании штаба 6 октября о том, что регион технически и организационно к дистанционной форме обучения готов, по-прежнему вызывает сомнение.
А перешедший осенью в наступление коронавирус так и подталкивает нашу жизнь к новым карантинным мерам. Каждый день фиксируются печальные антирекорды. 13 октября прошло сообщение, что в России за сутки скончалось 244 человека с коронавирусной инфекцией - наивысший показатель после начала пандемии. Предыдущая планка была установлена 29 мая: тогда умерло 232 человека. В нашей области число подцепивших СОVID-19 тоже нарастает с каждым днем: во вторник впервые за сутки было выявлено более 200 человек, заразившихся коронавирусом. Полутора тысяч ковидных коек в регионе уже не хватает: принято решение развернуть еще 300. Зараза активно проникает и в органы власти – облправительство, мэрию и Гордуму Ульяновска. Положительный результат теста на COVID-19 получил, например, председатель регионального правительства Александр Смекалин и работает на удаленке. Первый заместитель председателя облправительства Екатерина Уба, курирующая в том числе как раз сферу образования, переносит инфекцию тяжелее: ушла на больничный, появились неофициальные сведения о ее госпитализации.
Несмотря на обостряющуюся ситуацию, федеральные структуры пока стараются исключить перевод школ на дистанционку – повсеместную и постоянную, по крайней мере. Пресс-служба министерства просвещения РФ на днях сообщила, что «никаких планов по введению дистанционного обучения на постоянной основе не обсуждается, не рассматривается…и не планируется к рассмотрению, а подобные сообщения - лишь очередная провокационная попытка привести к социальной напряженности». Считает безопасной сегодня очную учебу в большинстве школ страны и главный санитарный врач России Анна Попова, заявившая на международной научно-практической конференции «Пандемия 2020: вызовы, решения, последствия»:
- В значительной части субъектов Российской Федерации, практически во всех, дети у нас прекрасно ходят в школу, проходят фильтры, и нет осложнений по заболеваемости в семьях. В этих эпидемических условиях мы можем организовать безопасный учебный процесс для школьников, что сейчас и происходит.
Из таких комментариев можно сделать вывод, что введение в ближайшее время школьной дистанционки отдается на откуп регионам.
Владимир Самарин