Не успели школьники Ульяновской области уйти с 5 октября на внеплановые двухнедельные каникулы, объявленные в связи с ростом в регионе заражений COVID-19, как в тот же день появилась информация, что после каникул в трех регионах страны вновь будет введено дистанционное обучение. Первопроходцем возвращения к нему называлась Москва, за ней, по традиции борьбы с коронавирусом, следовала Ульяновская область, а также Сахалин. Вскоре, правда, посыпались сообщения о том, что никаких решений по поводу школьной дистанционки пока не принято. Но здесь, похоже, тот случай, когда дыма без огня не бывает.
Началось все в понедельник с комментария заместителя министра просвещения РФ Виктора Басюка «Интерфаксу», где шла речь о переводе школьников на дистанционное обучение:
- Сегодня принято решение пока по трем регионам, но прогнозировать о том, как это будет развиваться дальше, достаточно сложно, потому что ситуация с заболеванием абсолютно различна в разных регионах. У нас есть информация, и мы ее проверяем, — это Ульяновская область, Сахалин. И точно подтвержденная информация — это Москва.
Замминистра уточнил, что конкретную дату перевода школ на дистанционный формат обучения объявят региональные власти.
Москва сейчас фиксирует серьезный рост заболеваемости COVID-19: во вторник было объявлено, что за сутки превышен порог в четыре тысячи новых заболевших – показатель, близкий к весеннему пику. Школьников столицы не только срочно отправили на каникулы, но и приостановили для них на это время льготный проезд в общественном транспорте, чтобы не шатались зря. На этом фоне вполне могли появиться и замыслы по возвращению дистанционки, которая уже применялась весной. Однако вскоре после информации Басюка появилось официальное сообщение министерства просвещения РФ, где он работает, с противоположным содержанием: «В настоящее время образовательный процесс обеспечивается во всех регионах страны, и информация о якобы каких-то принятых решениях о переходе на дистанционное обучение в масштабах целого региона не соответствует действительности. Подчеркнем, что, по информации регионов, в настоящее время занятия приостановлены лишь в около 0,3 процента школ в рамках точечных мер, применяемых регионами в соответствии с рекомендациями органов здравоохранения. Образовательная система Москвы, в частности, находится на плановых каникулах, и сведений об иных решений не поступало». А в мэрии столицы отметили, что какие-либо решения по дальнейшему формату обучения будут приниматься после каникул.
Не исключено, что на изменившийся характер информации повлияли слова, сказанные тогда же, 5 октября, президентом РФ Владимиром Путиным на видеовстрече в День учителя с педагогами и студентами педвузов:
- Разговоры о закрытии школ, либо о полном переходе в будущем на дистанционный формат обучения являются несерьезными, потому что, как бы ни развивались технологии, именно совместная работа, творчество, прямое непосредственное общение ученика и учителя - это то, что дает высокое качество образования.
Следом информацию о переходе после каникул на дистанционку ульяновских школьников опроверг и губернатор нашего региона Сергей Морозов, тоже назвавший всё это несерьезным:
- Никаких решений о массовом закрытии школ в области не было и нет. У всех школьников начались двухнедельные каникулы. Теперь ребята вернутся за парты только 19 октября. В этот период мы приняли решение отменить все массовые мероприятия, а в школах провести дезинфекцию.
Напомним, что дистанционный режим в школах уже вводился по всей России в марте текущего года из-за коронавирусных ограничений. Многим родителям такая учеба тогда очень не понравилась. Люди сетовали на снижение качества обучения, на то, что дети еще больше времени проводят за компьютером, да и сама интернет-связь со школой не везде и не для всех была доступна. Ряд экспертов тоже негативно оценивает так называемую дистанционку. К уже названным проблемам добавляется такая: дети (особенно это касается младшеклассников) будут надолго оставаться дома одни, без контроля - ведь родители-то теперь, в отличие от весны, ходят на работу. Остаются вопросы и у педагогов. На удалении учителя должны работать из школы или из дома? Если из дома, то как им будет оплачиваться такая работа и тот же интернет? Кто обеспечит их надлежащим оборудованием, если потребуется? В общем, неудобно и школьникам, и родителям, и учителям.
Мартовские проблемы, возникавшие со школьной дистанционкой, вроде бы отвергали масштабный возврат к ней в рамках целого региона или всей страны. Но некий вброс информации в октябре, как видим, все-таки случился. Губернатор Морозов, кстати, заявил 6 октября на штабе по развитию региона, что хотя введение дистанционного обучения сейчас в Ульяновской области и не стоит на повестке дня, но, если вдруг потребуется, то мы технически и организационно к такой форме готовы. Насчет готовности довольно смелое заявление – особенно в разрезе какого-нибудь условно Старокулаткинского района. А насчет «вдруг потребуется» - опасения такие существуют. В последнее время Ульяновскую область быстро захватывает новая волна коронавируса. 5 октября зарегистрировано 149 лабораторно подтвержденных случаев COVID-19 за сутки, 6 октября – 148. Это - в шаге от самого высокого показателя, наблюдавшегося у нас в июне. По состоянию на 4 октября регион находился на 11 месте в России по количеству заболевших на 100 тысяч населения. Ситуация, надо полагать, будет, к сожалению, ухудшаться. Трудно ждать улучшений, если действенных лекарств по-прежнему нет, а борьба с ковидом сводится в стране, в основном, к навязыванию индивидуальных масок, резко подорожавших с приходом пандемии, которые необходимо менять каждые полтора часа. Так что очередные карантинные меры вполне могут последовать.
Владимир Пугачев