Неожиданно вспыхнувшая война в Нагорном Карабахе между Азербайджаном и Арменией поставила в патовое положение Москву. Ее упрекают в бездействии, но своим поведением в предыдущие годы она связала себя по рукам и ногам и не может сейчас не только что-то сделать, но по большому счету не может и рта раскрыть.
Одна из двух противоборствующих сторон в Карабахе является военным союзником России. Это Армения - член ОДКБ, то есть организации договора о коллективной безопасности, в которую, кроме России и Армении, входят Казахстан, Белоруссия, Киргизия и, если не ошибаюсь, Таджикистан. По уставу ОДКБ при нападении на кого-либо из ее членов блок оказывает жертве военную помощь. Жертва в этот раз Армения. Но на любые движения Москвы в ее поддержку Баку заявит, что и Россия, и Армения - одного поля ягода.
30 лет назад Ереван вторгся в Нагорный Карабах, находившийся в составе Азербайджана, на том основании, что он населен армянами. Армения, в общем, пришла защищать своих соплеменников от азербайджанцев и объединять, условно говоря, «армянский мир». Шесть лет назад Москва с этой же целью пришла в украинский тогда Крым и, чтобы «защитить» живущих в нем русских, обеспечила его отделение от Украины и присоединение к России. Предполагалось, что это будет началом объединения «русского мира». В планах был «коридор» из материковой России в Крым вдоль побережья Азовского и Черного морей, для чего нужно было занять кусок Херсонской области. В ней тоже много русских, и московские стратеги, вероятно, надеялись, что они помогут в строительстве этого «коридора». Но идея «русского мира» в восточных областях Украины поддержана не была и в итоге о ней забыли.
Произошедшее и с Нагорным Карабахом, и с Крымом мировое сообщество расценило как нарушение международного права. И если Москва попытается одернуть Азербайджан, Баку ей тут же все это напомнит, сказав что-нибудь вроде «чья бы корова мычала, а ваша бы молчала». Пока президент Азербайджана Ильхам Алиев, стремясь сохранить отношения с Москвой, резких заявлений старается не делать, но более откровенен его союзник - Турция, чей министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу заявил на днях, что Анкара поддерживает Украину по вопросу Крыма, поддерживает Грузию по вопросу отторгнутых у нее Абхазии и Южной Осетии и, конечно, поддерживает Азербайджан, которому окажет любое содействие. В том числе военное.
После этого на наших телевизионных ток-шоу начались истеричные вскрики, что Турция ведет в этом регионе агрессивную политику, и что Москва должна строго предупредить Анкару о недопущении вмешательства в конфликт вокруг Нагорного Карабаха. Но и это невозможно, ведь к Турции за военной помощью мог или может обратиться Баку, и тогда Москве нечего будет на это возразить. Для турецкого президента Раджепа Эрдогана Азербайджан будет тем же, чем стала для президента России Владимира Путина Сирия. Ее глава Башар Асад обратился пять лет назад к Москве за помощью, в ответ на что Москва перебросила на Ближний Восток войска. То же сделает и Эрдоган, введя части на территорию Нагорного Карабаха, юридически принадлежащего Азербайджану. И Москва не пикнет.
Либо в качестве альтернативы будет война с Турцией, имеющей вполне боеспособную армию, вооружавшуюся, кстати, и с помощью России, поставившей ей, в частности, зенитно-ракетные комплексы С-400. Это война, в которой не будет победителей, и которая выжжет и Россию, и весь закавказский регион. Дойдет ли в ней до применения ядерного оружия? Вполне, что будет уже глобальной катастрофой. И все это Эрдоган прекрасно понимает и знает, какие ставки встанут перед Путиным. Словом, в этом кавказском узле банкует именно Эрдоган, а Москва вынуждена молчать.
Крымская авантюра резко ослабила влияние России в мире, свела на нет практически любые ее дипломатические усилия, превратив в державу третьего разряда. Но с ядерным оружием. А Турцию, напротив, вывела в разряд крупных игроков, о чем Эрдоган, имея в уме Крым, всегда знал. На тех же ток-шоу постоянно звучит тезис о том, что если Карабах и Армения окажутся в начавшейся заварушке раздавлены, что будет сильнейшим унижением России. И это не исключено, и винить Москве будет, на мой взгляд, некого, кроме себя самой.
Василий МЕЛЬНИК