Вопрос все тот же: защищают ли маски от коронавируса и не являются ли угрозы наказания за их неношения и сами наказания беспределом со стороны властей?
На совещании по проблеме коронавируса, которое по видеосвязи провел на прошлой неделе президент Владимир Путин, вице-премьер и руководитель штаба по предотвращению распространения инфекции Татьяна Голикова доложила, что, по их опросам, 80 процентов вновь заразившихся сказали, что произошло это из-за несоблюдения ими мер безопасности и участия в массовых мероприятиях. Меры безопасности - это, в первую очередь, видимо, именно маски. Но если Голикова не соврала, то весь состав новой Городской Думы Ульяновска вместе с прочими нужно госпитализировать по следам мероприятия, состоявшегося в последний день сентября.
В этот день проходило первое официальное заседание Думы шестого созыва, которое посетил и губернатор Сергей Морозов. В зале было много и других гостей. В углу, где сидел Морозов, участники сессии прямо-таки теснились. Я видел телекадры с этого заседания и не увидел ни одного человека в маске. По крайней мере, за длинным столом, за которым сидели депутаты и губернатор. Зал как зал - это не Большой Кремлевский дворец, то есть в этом зале народ сидел достаточно скученно. Но почему без масок, если простонародье обещают за их отсутствие штрафовать, как и социальные объекты, руководство которых допустит нахождение в них персонала и посетителей без масок?
Понятно, что чиновникам маски тоже надоели. Но тут, возможно, еще и знание ими, что ни от чего маски не защищают. Высок, например, уровень заболеваемости COVID среди работников здравоохранения, которые в масках в рабочее время практически всегда. И повторю уже приводимый тезис, что если бы отсутствие масок резко повышало риск заражения, то в Москве с ее 15-ю миллионами жителей, большинство которых все летние месяцы масками не пользовались, заболевало бы не по восемь-девять тысяч ежедневно, как сейчас, а, вероятно, намного больше. С другой стороны, уже около 60 депутатов Госдумы COVID заболели.
Но они-то где заразились? На заседаниях сидят в масках. С населением нигде не пересекаются, метро и наземным транспортом не пользуются, передвигаясь на персональных служебных иномарках. В подъездах с соседями не сталкиваются, потому что живут в элитных домах, где «чернь» не ходит. В столовых общепита не бывают. Общие поликлиники не посещают, проходя лечение либо в кремлевской больнице, либо за границей. Где они находят этот вирус? Или заболел Дональд Трамп. А он где подхватил вирус, если охрана его здоровья является государственной задачей и ближе 30-40 метров посторонние к нему не приближаются?
Словом, понимания, как он распространяется и передается от человека к человеку, похоже, по-прежнему нет, и не зная, что делать, наша власть пошла по наиболее легкому пути, приказывая всем носить маски. И если заболеваемость не растет или снижается, значит население выполняет предписанные меры (хоть оно этого, скажем, и не делает). Если же начался рост, значит расслабились и перестали рекомендации выполнять. Удобно, и вышестоящие не придерутся. Тем более что у них там тоже все вразброд. Как выяснилось на одном из посвященных вирусу телешоу, Москва плохо представляет, что происходит в регионах и, в частности, каков в стране коечный фонд для больных этого профиля.
Так, Голикова на упомянутом выше совещании сообщила, что в стране пока еще свободен 31 процент коечного фонда. Глава Роспотребнадзора Анна Попова примерно в эти же дни сказала, что 51 процент коек заняты, а свободны, выходит, 49 процентов. Помощник министра здравоохранения России некий Алексей Кузнецов доложил, что занято уже 89 процентов коечного фонда. Свободны - 11 процентов. Студия бросилась гадать, кто что из начальников имел в виду. То ли это проценты от действующего коечного фонда, то ли и от резервов, которые, когда заболеваемость пошла на спад, были демонтированы. Если так, то это одно, а если эдак, то другое. И, по-моему, участники шоу так и не разобрались, где же правда о количестве коек.
Ну а коммерческая составляющая COVID-истории продолжает расцветать. Сейчас россияне, возвращающиеся из-за границы, обязаны сдать тест на коронавирус. Делается это прямо в аэропорту. Но делается почему-то не госструктурой, а частной фирмой, принадлежащей дочке московского олигарха. Тест обходится гражданину почти в три тысячи рублей, которые эта дочка и щелкает, как орехи. Результат человек опять же обязан выложить на сайт «Госуслуги», иначе штраф в 40 тысяч рублей. Это в качестве кнута, чтобы люди раскошеливались на тест. Как, собственно, и с масками: «Поймаем без нее - оштрафуем!». И люди идут в аптеки закупать эти самые СИЗы, что расшифровывается как «средства индивидуальной защиты». А для тех, кто маски шьет, это - «средства индивидуального обогащения» (СИО). Все - при деле, в общем.
Сергей КУЗНЕЦОВ