Противостояние Азербайджана и Армении на этом клочке длится много веков. В накаленной фазе - больше 30 лет, периодически обостряясь то до отдельных обстрелов, то до войны, как сейчас, когда с обеих сторон гибнут и военнослужащие, и мирные жители.
Площадь Нагорного Карабаха - 4,5 тысячи квадратных километров. Если представить его в виде прямоугольника, то он будет со сторонами, равными примерно 70х65 километров, что в несколько раз меньше нашей небольшой Ульяновской области. Населен армянами. До развала СССР был в составе Азербайджана в статусе автономной области. Когда бывшие союзные республики обособлялись, Армения вторглась по «принципу крови» в Карабах, оккупировала его, провозгласив самостоятельным государством, никем в мире не признанным. Чтобы не достался азербайджанцам. С тех пор там и стреляют. Многие жители бывшей автономной области бежали кто куда - в Армению, в Россию, в Америку, в Европу. И сегодня этот красивый горный уголок представляет собой напичканную военной техникой, полувыжженную землю, как памятник человеческой глупости и алчности.
Пару месяцев назад позиции азербайджанцев обстреляли дислоцированные в Карабахе войска Армении. В этот раз огонь открыл Азербайджан, ссылаясь на необходимость защиты своей территории. И это касается не столько собственно Нагорного Карабаха, сколько полосы между Карабахом и Арменией. Дело в том, что в составе Азербайджана Карабах был анклавом, то есть со всех сторон окруженным азербайджанской территорией и не имевшим общей границы с Арменией. И чтобы оккупировать его, Ереван занял и азербайджанские земли, обеспечив себе коридор для движения военных и гражданских грузов в Карабах и обратно. Вот за эту полосу Баку формально и воюет.
ООН, ОБСЕ, Евросоюз, Россия призывают воюющие стороны прекратить огонь и сесть за стол переговоров, но договариваться практически не о чем. Баку никогда не смирится с потерей не только своей полосы, занятой Арменией, но и с потерей всего Карабаха. Ереван никогда не отступится от армянского анклава в составе Азербайджана. Но решение при желании сторон найти, наверное, можно. Это, например (как, кстати, могло быть и с Крымом), двойной протекторат со стороны Баку и Еревана над Нагорным Карабахом, который жил бы по собственному законодательству, разработанному с участием стран-соправительниц. Проблема, если и не снялась бы, то во всяком случае резко разрядилась бы и с вступлением и Азербайджана, и Армении в Евросоюз. Только так удалось, к примеру, утихомирить враждовавшие также сотни лет республики бывшей Югославии - Хорватию, Черногорию, Словению, Северную Македонию. А пока у каждой из сторон конфликта своя «высшая» правда, и эти две правды между собой непримиримы, костер будет тлеть, периодически вспыхивая ярким и смертоносным пламенем.
Сергей ПОЛЕНОВ