Законодатель «порадовал» потребителей коммунальных услуг очередными сюрпризами. Правила игры снова меняются, но, похоже, не в пользу обычных людей.
Счетчики будут поверять по-новому
С 24 сентября вступили изменения в закон об обеспечении единства измерений, которые устанавливают новый порядок поверки приборов учета.
Раньше было все просто: если прибор учета поверяют, то его владелец получает на руки документальное подтверждение (свидетельство о поверке или запись в паспорте). Теперь бумажные свидетельства теряют юридическую силу (кроме тех, что выданы до 24 сентября 2020 года, они сохраняют силу до окончания интервала между поверками). Поверитель вносит данные о поверке в электронный реестр, а собственник прибора учета должен проследить, как он это сделал и сделал ли в принципе. Человеческий фактор из процесса не исключается, а значит, и возможность ошибки тоже. Печально, что отвечать за эту ошибку по закону должен владелец счетчика, а не организация, оказавшая услугу.
Убедиться, что запись о поверке внесена в реестр, можно на сайте Федеральной государственной информационной системы Росстандарта (https://fgis.gost.ru/fundmetrology/cm/results/), указав в строке поиска заводской (инвентарный) номер средства измерения. Там же можно узнать и дату следующей поверки.
Все бы хорошо, если бы не очевидный факт: в России миллионы людей не имеют ни компьютера, ни доступа к интернету, ни необходимых знаний, чтобы контролировать работу специализированных организаций в режиме онлайн. И их права на качественное оказание услуги фактически нарушены. Получается, что законодатель их в упор не видит, вроде бы таких людей в стране и нет. Ситуация непонятная.
- Свидетельства о поверке приборов будут по-прежнему выдаваться, если этого захочет заказчик метрологических работ, - говорит заместитель директора Центра управления городом Михаил Медведев. – Закон изменился, но нюансы его применения прописаны в подзаконных актах, которые пока не приняты, так что алгоритм процедуры, как это все будет происходить, не прописан. Поэтому ждем изменений и не волнуемся заранее, тем более что время есть: до конца 2020 года действует мораторий на поверку бытовых счетчиков, введенный в начале пандемии. Временно ресурсоснабжающие и управляющие компании обязаны принимать показания приборов даже с истекшим сроком поверки, с граждан при этом не могут взыскиваться неустойки, штрафы и пени.
Комиссию заплатит население
Вступило в силу постановление правительства РФ, которое запрещает поставщикам коммунальных услуг включать в тариф вознаграждение банкам, которые принимают платежи населения. После исключения комиссии из состава тарифа население будет оплачивать ее самостоятельно и в том размере, который установит организация, принимающая платеж. Таким образом, потребителя коммунальных услуг якобы ограждают от риска оплачивать комиссионные дважды – в составе тарифа и сверх него.
Но вряд ли эту новость стоит воспринимать с большим оптимизмом, потому что в итоге население не почувствует никакой выгоды для своих кошельков. По закону запрет на включение комиссий в тарифы начнет действовать лишь в следующем году, после очередного их увеличения. И вряд ли они вырастут меньше, чем обычно. Плюс на подросший платеж накинут комиссионный процент банки и организации, оказывающие услугу по приему платежей.
Кстати, ульяновцы однажды уже попробовали прелесть этой схемы на примере только одной ресурсоснабжающей организации. Может быть, помните, что в апреле нынешнего года при оплате в РИЦ услуг ПАО «Т Плюс» (ГВС и отопление) начислялась комиссия в размере одного процента от суммы платежа. Причина, как было написано в объявлении РИЦ, заключалась в отказе поставщика оплачивать вознаграждение за прием платежей. В условиях пандемии эта ситуация получила серьезный резонанс, и ее отмотали назад. Теперь она узаконена, причем в отношении не одного, а всех поставщиков коммунальных услуг.
Анастасия АЛЕКСАНДРОВА