Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

В Симбирске был убит губернатор

   Ульяновские краеведы выступили с инициативой по увековечиванию памяти симбирского губернатора Константина Старынкевича.

   В 1906 году в Симбирске террористами был убит губернатор Константин Старынкевич. Он был сыном президента Варшавы, выпускником варшавского университета, генерал-майором конной артиллерии. В память о губернаторе симбиряне установили на здании Дворянского собрания (ныне это Дворец книги) мемориальную доску. Памятный знак исчез после 1917 года.

   Представители научного сообщества выступили с вопросом о восстановлении мемориальной доски. По словам краеведа Сергея Петрова, необходимо восстановить исторический факт, восстановить память, которая была незаслуженно стерта и вычеркнута в революционное время. Фотографии мемориальной доски были утрачены, но сохранилось описание. Планируется, что мемориальная доска будет установлена на здании Дворца книги, расположенного вблизи места, где было совершено преступление.

   «Каждый город, особенно наш, является историческим. И он должен сохранять следы самой разной истории. Исторические волны прокатываются таким образом, что новая история зачастую смывает следы предыдущей. Поэтому перед нами стоит очень важная задача – сохранять все важное, что связано с историей и жизнью родного города. И эта мемориальная доска – неотъемлемая часть нашего исторического наследия. Однако очень важно, чтобы особое внимание было уделено тексту, который должен быть написан достаточно взвешенно», - прокомментировал сотрудник Ленинского мемориала, кандидат исторических наук Валерий Перфилов.

   Константин Старынкевич (1858-1906) вошел в историю Симбирской губернии как губернатор, чье пребывание на посту оказалось самым недолгим - с 27 июля по 23 сентября 1906 года. Отставку ему подписала бомба террориста.

   Лето 1906 года, разгар 1-й русской революции. Крестьяне жгли барские снопы и усадьбы, рубили господский лес и обирали фруктовые сады. К катаклизмам общественным добавились стихийные бедствия: засуха, неурожай, страшные пожары в Сызрани и Алатыре. Симбирские дворяне требовали пушек для подавления беспорядков. Вместо пушек император Николай II отправил в начальники Симбирского края гвардейского генерала-артиллериста.

   Константин Сократович был не простым воякой, он окончил университет. Выпускник юридического факультета стал охранителем государственных устоев, военным и жандармом, а потом и губернатором. Только в одном 1904 году Старынкевич успел "порулить" сразу тремя административными субъектами: Томской, Курляндской и Харьковской губерниями!..

   Оказавшись в Симбирске, гвардейский артиллерист издал постановление: "Напоминаю благоразумной части населения, что всякие собрания на открытых местах, безусловно, воспрещаются, и каждый участник такого сборища, а руководители в особенности, должны по существующим законам привлекаться к судебной ответственности, в случае же неисполнения требования полиции немедленно разойтись. Такие сборища будут рассеиваемы вооруженною силою".

   Повод, чтобы "рассеять", представился 20 августа 1906 года. В то утро по телеграфу пришла депеша из Сенгилея, в которой говорилось, что в городе собралась толпа в пять сотен человек, звучат революционные песни и лозунги. Губернатор тут же отрядил роту солдат, чтобы подавить беспорядки. Но пока солдаты добирались до места на пароходе, местная полиция успела разогнать мятежную толпу

   Историки полагают, что Старынкевич не был жестоким самодуром, желавшим строгостей и крови. Обнаружив, что полиция без всякого разбора сажает в "кутузки" заподозренных в революции, губернатор лично распорядился об освобождении восьми человек и "высказался в то же время о необходимости дальнейшего пересмотра дел и освобождения некоторых арестованных". За подобный либерализм Константину Сократовичу едва не попало от министра внутренних дел Петра Столыпина. Но министр не успел...

   Вероятно, тяжелое предчувствие не покидало Константина Сократовича с момента прибытия в Симбирск. Давая интервью столичной газете «Новое время», он сказал так: "Теперь пост губернатора боевой, а на боевом посту стоять - это честь, которой добиваются порядочные люди. Охранить себя от бомбы или пули невозможно. Немыслимо отделить себя от людей непроницаемой стеной, не может губернатор сидеть безвыходно в своем кабинете".

   21 сентября предчувствие сбылось. Губернатор рассказывал о происшествии: "Когда я сегодня шел из своего казенного дома в губернское присутствие, то заметил, что меня догоняет, направляясь мне наперерез, неизвестный довольно молодой человек, одетый в темное, со светло-русыми волосами, бородой и небольшими усами; лицо у него было не русского типа, не интеллигентное и очень злое; на мой взгляд, он был выше среднего роста. Когда я вступил на тротуар перед крыльцом в присутствие, неизвестный, находясь шагах в десяти от меня, бросил мне под ноги бомбу; раздался взрыв, дым которого, так как он произошел близко от меня, сфотографировался у меня в глазах. Раненный этим взрывом, я упал".

   Обрезки ржавых гвоздей, которыми террористы начинили бомбу, вызвали заражение крови. 23 сентября 1906 года Константина Сократовича не стало.

По материалам сайтов ulrgo.ru, dic.academic.ru