Ульяновской области выделяются дополнительные федеральные средства на поддержку работы мусорных операторов. Сумма составит 101,3 миллиона рублей. Но тарифы для населения за вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) в нашем регионе от этого меньше не станут. Говорят, операторам, работающим с ТКО, и без того трудно – мусора прибавилось.
Распоряжение о «мусорной поддержке» еще девяти регионов страны подписал 2 сентября председатель правительства РФ Михаил Мишустин. В их число вошла и Ульяновская область. На эти цели будет перераспределено 838 млн рублей. Всего на обеспечение бесперебойной работы операторов по обращению с ТКО в 2020 году из федеральной казны выделено уже порядка 9 миллиардов руб., средства поступят в 76 регионов. Правительство РФ объясняет оказание финансовой поддержки ростом нагрузки на операторов.
К этому якобы привело увеличение объемов бытового мусора в стране из-за коронавируса и необходимости соблюдать режим самоизоляции.
Действительно, угрозу для окружающей среды от некоторых мер по сдерживанию пандемии коронавируса признала и ООН. Речь, в первую очередь, идет о пресловутых масках и перчатках, а также об увеличении использования пластиковой тары. «На наши улицы, пляжи и океан обрушилась волна отходов COVID-19, включая пластиковые маски для лица, перчатки, бутылки от дезинфицирующих средств для рук и пищевую упаковку,- говорится в сообщении Конференции ООН по торговле и развитию. - Около 75 процентов пластика, оставшегося от коронавируса, скорее всего, станут отходами, которые увеличивают свалки и попадают в моря».
С началом пандемии резко возросло использование средств индивидуальной защиты (одноразовых масок и перчаток), распространились услуги по доставке разнообразных товаров, еды и воды, применение одноразовой посуды. При этом везде, как правило, применяется пластик в различном виде. Вот лишь некоторые цифры. По подсчетам Международной ассоциации по твердым отходам, только в США использование одноразового пластика с началом пандемии выросло на 250–300 процентов. А исследовательская компания Grand View Research приводит данные о небывалом росте рынка одноразовых масок: в прошлом году его объем составлял 800 миллионов долларов, в нынешнем году, по прогнозам, достигнет 166 миллиардов долларов. Ученые из португальского университета Авейруво подсчитали, что во время пандемии в мире ежемесячно используется 129 млрд масок и 65 млрд перчаток. Многое из этого количества утилизируется без соблюдения каких-либо правил – попросту выбрасывается, куда ни попадя. Огромное количества пластика, который, как известно, очень долго не разлагается, попадает в мировой океан. Природоохранные организации бьют тревогу: в районе знаменитых пляжей находят все больше масок, перчаток и бутылочек от средств для дезинфекции, плавающих в море. В некоторых частях океана пластиковые отходы, по оценкам специалистов, уже превышают количество мальков рыб. Вот и получается, что пользы от масок и перчаток при коронавирусе может оказаться значительно меньше, чем вреда.
Если бы в России, и в том числе в Ульяновской области, масочно-перчаточный режим люди соблюдали так же тщательно, как во многих других странах – надевали СИЗы постоянно и меняли через каждые несколько часов – то мир, наверное, уже совсем захлебнулся бы в пластиковом мусоре. Но у нас большинство людей, несмотря на нагнетание угроз со стороны властей, ходит повсюду без масок, а в кармане носит единственную дежурную – на всякий случай, чтобы пройти туда, куда без нее на лице совсем не хотят пускать. Доставка товаров, продуктов, еды в пластиковой таре у нас тоже не особо приживается – большинству россиян накладно оплачивать такую доставку, проще дойти до торговых точек самим, пока ноги носят. Всем этим, получается, мы и спасаем себя и остальной мир от повального замусоривания. Тем не менее, российское правительство дополнительные деньги в помощь мусорным операторам все-таки выделяет. А вот вопрос о снижении тарифов для населения за вывоз ТКО, о чем власти не очень давно много и красиво рассуждали, как-то ушел в тень. Несмотря на бюджетную поддержку операторов.
Владимир Самарин