С 1 июля приборы учета электроэнергии – индивидуальные и общедомовые – должен устанавливать, обслуживать и поверять поставщик ресурса, в частности - «Ульяновскэнерго». И все за свой счет. Разбираемся, что выиграет, а что потеряет в этой ситуации потребитель.
Пока можно «неумные»
Со стороны электроэнергетиков это не благотворительность, а старт большого проекта по замене существующей системы учета ресурса на «умную». Она позволит без участия потребителя передавать показания электроэнергии, анализировать их и дистанционно отключать от услуги неплательщиков. Для этого поставщик ресурса должен сначала внедрить в квартиру или многоквартирный дом высокотехнологичный прибор, другими словами - «умный» счетчик. Все это было прописано в законе (522-ФЗ) еще два года назад, теперь началось. Правда, пока речь идет о первом этапе реализации программы.
Итак, если у вас в квартире (доме) установлен старый прибор учета электроэнергии, или пришел срок его поверки, или он сломался, пишите заявку в «Ульяновскэнерго». У компании есть шесть месяцев, чтобы бесплатно заменить или поверить ваш счетчик. Если этот срок пропущен, то собственник, по закону, начинает платить за электричество все меньше и меньше – сначала на 20 процентов (первые три месяца просрочки), а затем – на 40 процентов в месяц.
Законом предусмотрено, что до 1 января 2022 года энергетики имеют право устанавливать обычные приборы учета. И в этом случае обязанность передавать их показания по-прежнему остается за потребителем. К энергетикам она перейдет только после того, как система учета ресурса будет заменена на интеллектуальную и сама начнет передавать все данные.
Кому это выгодно
Казалось бы, выгода на стороне потребителя: ведь платить за счетчик и за его установку теперь не надо, поверкой заморачиваться тоже не придется. И все-таки реформа проводится прежде всего в интересах бизнеса, который якобы несет большие убытки из-за неплательщиков, недисциплинированных потребителей и мошенников. Оплатит ее в итоге население, поскольку затраты ресурсников будут заложены в тариф. А вот выгоду потребителей пока просчитать сложно. Да и невозможно.
- Ни одно высокотехнологичное решение в системе ЖКХ пока не улучшило жизнь простого потребителя, - считает адвокат Григорий Каленов. – Взять хотя бы систему погодного регулирования. Да, много говорят, что после ее установки суммы за отопление в платежках значительно снижаются. Но есть нюансы. В апреле и сентябре действительно снижаются. А в холодные месяцы зимы? А если посчитать все затраты на установку, содержание и обслуживание этих систем? Кроме того, часто в домах с «погодниками» в одних квартирах мучаются от жары, а в других от холода. Не видел хорошего анализа плюсов и минусов этого решения. Технический прогресс – это хорошо, но применять его огульно нельзя. То же и с «умной» электроэнергетикой. Предполагается, что при установке этой системы потребитель будет иметь доступ к информации, но… только в том случае, если у него есть компьютер, интернет, смартфон, доступ к программе. А если нет? В этом случае потребитель полностью исключен из процесса и значит беззащитен.
Отсутствие у потребителя права выбора может сработать негативно, соглашаются в Центре управления городом (основан этим летом на базе Контакт-центра при главе города, который плотно занимался проблемами населения в сфере ЖКХ).
- Не исключено, что одновременное существование в течение переходного периода "интеллектуальной" и "обычной" системы учета потребления электроэнергии может затруднить для потребителей доступ к полной и достоверной информации, например о размере потребленного ресурса на содержание общего имущества (ОДН), снизит "энергосберегающий эффект", - говорит заместитель директора Центра Михаил Медведев. – Кроме того, потребителю легче взаимодействовать с управляющей организацией, а не с монополистом. Но время, чтобы научиться получать максимальную пользу от принятых нововведений, есть: замена будет происходить по мере устаревания и поломки уже установленных приборов учета.
Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА
Важно знать
Можно без поверки
Все без исключения бытовые приборы учета коммунальных ресурсов (не только электросчетчики) могут применяться без проведения очередной поверки до 1 января 2021 года, в том числе счетчики с истекшим сроком поверки. Их показания для расчета оплаты коммунальных услуг принимаются. Неустойка (штраф, пени) не взыскивается. Такое «послабление» ввел ФЗ-98 (от 1.04.2020 г.) в связи с пандемией коронавируса. Правда, Минстрой РФ уточнил, что к общедомовым приборам учета этот документ отношения не имеет.