В этом году, когда весь мир надел медицинские маски для спасения от инфекции, сотрудники Ленинского мемориала решили обратиться к истории бытования масок в жизни людей.
В экспозиционном зале Квартиры-музея семьи Ульяновых (площадь. Ленина, 1в, цокольный этаж) открыта выставка «Маски мира». Здесь представлено более сотни различных масок, среди которых маски эскимосов Аляски и Североамериканских индейцев, Полинезии, Мексики, Судана, Того, Камеруна, Сьерра-Леоне, Конго, Габона, Новой Гвинеи, Болгарии, Китая, Японии, Монголии, Индии, Таиланда, Цейлона, Индонезии и Сибири. Это экспонаты из фондов Ленинского мемориала и частных коллекций. Крупнейшую часть экспозиции предоставил Александр Перфилов, заведующий отделом выставок и инновационных проектов Ленинского мемориала. Он сам и встречает гостей музея.
«Я занимаюсь коллекционированием масок более 30 лет. В далеком детстве родители привезли мне маску из Вьетнама – она стала определенным триггером. Зацепило! С тех пор в новой стране я обязательно ищу маску для коллекции. Кстати, коллекционеров такого плана в мире не слишком много – мы все знаем друг друга. Общаемся в социальных сетях и, бывает, обмениваемся дубль-масками», - рассказал Александр Валерьевич.
В собрании Александра Перфилова более полутора сотен различных масок. Какие-то ему дарили, какие-то он покупал, какие-то обменивал. За каждым экспонатом выставки - своя история.
Маски сопровождают человечество как минимум последние девять тысяч лет. Именно такова датировка ритуального предмета, найденного в иудейской пустыне. Маски использовали маги и жрецы, врачеватели и актеры, их надевали судьи и подсудимые, их изготавливали для изгнания духов, избавления от зубной боли и сохранения памяти об умерших . Маски были и посмертными, были и карнавальными. История масок - это история цивилизации.
Древние люди верили, что мир вокруг наполнен духами. И кроме добрых духов, могли встречаться злые, всегда готовые напакостить человеку. Первоначально для того, чтобы обмануть и даже напугать злого духа, и применялись маски. Маска могла стать «темницей» для духа. В ходе ритуала - злой дух «переходил» от человека в нее, а назад выйти не мог. Для этого в древнейших масках не было отверстий - ни для дыхания, ни для глаз. Насчет зубной боли - не метафора, на выставке есть такая маска, которая использовалась именно в качестве «стоматологической».
Другой способ «магического» использования этого предмета - обмануть духа так, чтобы не быть им узнанным. Страшная маска с рогами надевалась на человека, и дух будто бы должен был представить, что имеет дело с себе подобным, только еще более страшным духом. Жуткие маски «притягивали», «запирали», а иногда и «отпугивали» зло. Александр Валерьевич рассказал, что одну из таких масок в какой-то экзотической стране для него сняли с входной двери. Она была повешена для того, чтобы злой дух, увидев ее, должен был узнать «своего» и обойти дом стороной.
Но говорят, что еще раньше, чем магические, люди начали изготавливать погребальные маски. Многие древние верили, что человек переходит в загробный мир в том теле, в котором он и жил. Поэтому мертвому полагается маска, максимально похожая на его лицо и такая, которая не будет подвержена тлению, в отличие от его тела. Это нужно для того, чтобы быть узнанным в мире духов своими близкими, а иногда - чтобы вместить в себя дух умершего.
В некоторых африканских племенах этот обычай переплетается с христианством - эти люди уже верят во всеобщее воскрешение мертвых, но боятся, что воскресшая душа не сможет найти свое тело, а маска должна в этом помочь. В коллекции Александра Перфилова есть маска умершей женщины из Африки, сделанная, вероятно, ее мужем.
Вообще маска - это нечто, что закрывает лицо, замещает его для неузнаваемости. Но со временем этот предмет изменился, трансформировался - некоторые маски начали держать в руках, другие - только вешать на стену. Некоторые культурологи полагают, что вытянутый африканский тотем - это трансформировавшаяся маска.
В ряде африканских племен был обычай забирать посмертные маски в дом. Так как деревянные маски не слишком долговечны, существовала традиция копировать их, так что маска XIX века вполне может быть точной копией маски IV века, заново вырезавшейся, сохранявшей образ давно умершего предка. Так сохраняется уникальное культурное наследие.
Маски использовались не только в духовных, но и в мирских целях, хотя когда-то суд и магический ритуал не так уж сильно отличались. Судья ведь всего лишь человек, у него могло не быть достаточного авторитета, чтобы судить другого человека, поэтому судить должны были бессмертные духи. А призвать духа можно, надев его маску. Такой обычай был и прагматичным, удобным для судей. Обеспечивалась их анонимность, они могли не бояться мести со стороны тех, кого судят или их родственников. Иные надевали маски и на обвиняемых, показывая, что судят здесь не тело человеческое, а его поступки. Это к тому же позволяло присяжным забыть о положении и социальных связях подсудимого. Не зря Фемиду до наших дней изображают с завязанными глазами.
Со временем маски утратили свое ритуальное значение, а сами ритуалы становились спектаклями. В Греции и в Азии маски стали использоваться в искусстве и в таком виде дошли до наших дней. Они могли быть как застывшими (обозначающими одну эмоцию или состояние), так и вполне подвижными - обозначающими конкретную роль. На выставке представлены и те и другие.
Самые молодые из показанных масок – маски, использовавшиеся в советские времена на праздниках. Тут есть Дед Мороз, зайчик и другие участники детских спектаклей. Кому-то может показаться, что назначение этих масок нельзя сравнивать с назначением масок африканских. Но разве Дед Мороз не карнавальная версия духа, призываемого, задабриваемого и дарящего взамен подарки?
Александр Перфилов, завершая экскурсию, говорит: «Рассматривая маски, можно довольно точно рассказать о традиционной культуре страны. Можно назвать эти маски маленькими послами всех стран, произведениями искусства, этнографическими экспонатами, но ни одно из этих понятий не сможет охарактеризовать их в полной мере. Как любые послы, они представляют лишь небольшой срез находящейся за их плечами культуры. Как все настоящие произведения искусства, они обращаются к сердцу зрителей, заставляя задуматься о красоте мира. Выставка позволяет прикоснуться к поэзии, музыке, мифам, истории ремесел и искусств мира, узнать много нового и увлекательного через маски планеты».
Выставка будет работать до 12 сентября. Пока существуют ограничения на посещение музеев, поэтому большие группы разбивают на несколько подгрупп, достаточных, чтобы соблюдать социальную дистанцию.
Вера Петрова