Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

У области долгов – полкошелька

   Борьбе с коронавирусом не видно конца. Экономические трудности в стране тоже продолжаются: курс доллара и цены на нефть не слишком отыграли назад после своих скачков. Так что же в этой ситуации происходит с региональным бюджетом– кошельком, из которого финансируется жизнь Ульяновской области? В марте он впервые резко похудел от недобора налогов. Ряд столичных экспертов отнесли наш регион к тем субъектам РФ, которые не смогут обойтись в 2020 году без секвестра или наращивания госдолга. Пока Ульяновская область наращивает свои долги. Да перекладывает деньги по ячейкам кошелька, оставляя купюры порой в неожиданных местах.

   Как на аркане

   Привычная и удобная властям схема последних лет по манипуляции с облбюджетом нынче не прокатила – из-за причин, упомянутых выше. Прежде разработчики традиционно закладывали в казну объем средств больше первоначального бюджета предыдущего года, но оставляли своеобразный загашник (о том, что он имелся, говорили окончательные цифры прежнего бюджета). И в ходе исполнения новый бюджет предсказуемо рос – как за счет собственных доходов, так и сверхплановых поступлений из федерального центра. А местная власть всегда могла похвалиться достигнутым: мол, и свою налогооблагаемую базу увеличили, и дополнительные трансферты выбили в результате грамотного диалога с Москвой. В 2020 году все намечалось так же, но вмешались ковид с кризисом. Резкое падение экономической активности в регионе не только снизило налоговые поступления, но и заставило в мае сократить на сотни миллионов рублей плановые назначения по сбору всех ключевых налогов в местную казну. Выросла только финансовая помощь из федерального центра - в два раза (12,2 млрд рублей за семь месяцев с начала года). Москве приходится помогать регионам. Очередной транш позволил увеличить в июле доходную часть областного бюджета на 1,3 млрд рублей – до 67,9 миллиарда. В то же время расходная часть выросла еще больше: ведь появились непредвиденные траты. Расходы составляют сейчас 74,8 млрд рублей. В итоге дефицит подпрыгнул с 4,4 млрд до 6,9 млрд рублей. На сумму увеличения региону придется брать дополнительные займы в кредитных организациях – финансисты прямо заявили об этом.

   Так, может быть, не стоило резко наращивать дефицит? Тем более что совокупный государственный долг Ульяновской области достиг при этом уже 33 млрд рублей. Впрочем, председатель бюджетного комитета Законодательного Собрания Александр Чепухин, например, считает, что раз регион не собирает запланированных налогов, то других вариантов, кроме наполнения облбюджета заемными средствами, нет, а дефицит у нас не слишком большой. По словам Чепухина, мы не превысили нормативов, установленных минфином РФ и Бюджетным кодексом. Может быть, и не превысили, но иметь полкошелька долгов – дикость. Они - вечный аркан для губернаторов, который способен когда надо превратиться в удавку.

   Странная доля бюджета

   В июле около 2,5 млрд рублей перераспределены в облбюджете «на финансирование мероприятий, связанных с предотвращением ухудшения экономической ситуации и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции». Из них 1,6 млрд рублей направляются в резервный фонд областного правительства. Вроде бы все ясно. Однако ключевое слово здесь, оказывается, не «коронавирусный», а «резервный». Фонд этот вроде матрешки: сверху - одно, а внутри есть и другое. Через него, например, как мы недавно писали, безвозмездно выделены 93 миллиона бюджетных рублей компании «Запад» на достройку двух проблемных жилых домов для обманутых дольщиков. Проходят еще какие-то средства плохо увязывающиеся с вирусной борьбой. Но вроде бы требуемые законодательством перечни первоочередных расходов, говорят, соблюдаются. За время пандемии объем резервного правительственного фонда увеличился до 3,9 млрд рублей – удобная, видимо, штука.

   А на дома для дольщиков «Запада», скоро обещают предоставить из казны еще 30 миллионов. Эту линию губернатор Сергей Морозов продолжил, посетив 15 августа долевые недострои микрорайонов «Центральный» и «Волжские кварталы» в Заволжье. Речь зашла о выделении в следующем году 154 млн рублей на шесть тамошних домов, да еще методом защищенной строки в бюджете – почти неприкосновенной. То есть вместо того, чтобы спросить с частного застройщика, куда он подевал деньги дольщиков, ему выделяют бюджетные средства на достройку. Какой дурак откажется от такого бизнеса?

   При этом многие важные расходные статьи в облбюджете-2020 по-прежнему провисают. На два последних месяца года пока не хватает средств для зарплаты бюджетникам. Деньги долевому строительству, возможно, пошли и с детской оздоровительной компании, с которой сняли 225 млн рублей. Да, организованный отдых ульяновских школьников в этом году не состоялся, отмененный из-за коронавируса. Но содержать детские лагеря все равно надо, иначе через год некоторые могут просто не открыться.

   Если бюджетные вливания в уже оплаченные дольщиками квартиры – предвыборный пиар-ход, то тоже не самый удачный. Предположим, все-таки доделают за этот и следующий год девять многоэтажек. А неготовых сегодня больше двух десятков, и завершение всех работ оценивается в два с лишним миллиарда рублей. Их тоже брать из казны? Ульяновцы, не являющиеся дольщиками, подобных «эффективных» расходов не поймут. А дольщики, чьи дома из бюджета не достроят, просто обозлятся на власть.

   Ударим урожаем по дефициту?

   Недавно областной минфин отчитался об исполнении областного бюджета за семь месяцев. Доходная часть составила в целом 38 млрд рублей, Если бы не возросшая федеральная помощь, получилось бы меньше половины годовой суммы. Наверное, может поддержать казну хороший урожай зерновых, но чтобы крестьяне сполна заплатили налоги, им требуется выгодно продать хлеб. Могло бы добавить доходов в бюджет и возобновление работы общепита, закрытого из-за пандемии. Однако его судьба вновь подвисла: строгие санэпидограничения в области губернатор намерен продлить до середины сентября – к 25 августа готовится новый указ.

Владимир Самарин