Опубликованное в одном из номеров «СК» прошлого года письмо 16-летней жительницы Грузии Натуки и ее младшего брата Сандро об Ульяновске кому-то в нашем городе могло показаться обидным, но они еще дети и написали то, что думают. То есть правду.
Их отец грузин по национальности. В Ульяновске учился в военном училище. Здесь познакомился, вероятно, со своей женой - матерью Натуки и Сандро, что следует из текста их письма, где они говорят, что приезжали в гости к бабушке. Пишут они, собственно, о массе ошибок в русском языке, которые увидели, гуляя по городу, в объявлениях, на стенах и стендах, в общественном транспорте и проч. И мимоходом признаются: «Неинтересно у вас». Хотелось бы им возразить, но нечего, и я лично с ними не просто согласен, а скажу даже более резко: «Ульяновск сер, уныл, скучен, недружелюбен и к своим обитателям, и к гостям, сумбурен как в планировке, так и в архитектуре, которой по большому счету нет вовсе. Общественная атмосфера, пропитанная шапкозакидательством, бахвальством и официальным лизоблюдством, отвратительна».
Наши грузинские корреспонденты не сообщают, где в своей республике они живут и с чем сравнивают Ульяновск. Если в Тбилиси, то тут и говорить нечего. Столица Грузии одновременно роскошный, красивый и уютнейший город на земле. Немалую долю в его очарование вносят, конечно, горы, много зелени, Кура, древние здания, многосотлетние памятники. По нему можно гулять бесконечно. Можно просто сесть на лавочку где-нибудь на набережной, сидеть, смотреть и ни о чем не думать. Если проголодался - легко найти кафе, где вкусно и сытно пообедать - с чудным грузинским хлебом. Этот город - для людей, как, пожалуй, и вся Грузия, о чем свидетельствую не понаслышке: Тбилиси я в свое время исходил вдоль и поперек, наслаждаясь его видами и теплом.
А что Натука и Сандро могли увидеть, гуляя по улицам Ульяновска? Машины везде и всюду - на дорогах, на обочинах, во дворах, у магазинов, офисов и контор, стоящие, мчащиеся, дымящие, визжащие. Еще фейки в виде пластиковых как бы памятников, расставленных по центру Ульяновска, что, на мой взгляд, является верхом пошлости. Повсеместно пеньки от срезанных деревьев, выкошенная до пыли трава. И заборы, заборы, заборы, так что надо постоянно делать крюк, чтобы попасть куда-нибудь в другое место. Симбирск развивался как купеческий город, но было это, вероятно, то купечество, которое в своих пьесах изобразил драматург Александр Николаевич Островский. Мрачные, озверевшие от денег и пьянства самодуры, истязавшие домочадцев и слуг. Вот они и воздвигали эти двух-трехметровые заборы вокруг своих подворий, чтобы посторонние не видели, что в них творится. Эти жлобские повадки, я думаю, сохранились до сих пор. И чуть что с намеком на элитное, то непременно за забором. Гетто шиворот-навыворот.
В общем, взгляд остановить у нас не на чем. Были когда-то площади Ленина и 100-летия со дня рождения Ленина как самостоятельные архитектурные объекты, но их давно захламили разной дребеденью - тренажерами, батутами, каруселями, шашлычными, детскими городками цвета «вырви глаз». В городе нет мест для прогулок - ни одного, нет приличных парков и скверов. В нем негде приезжему человеку ни перекусить, ни сходить по малой нужде, ни даже элементарно помыть руки. И непонятно, о каком комфорте при всем при этом говорят наши власти. Но что самое безнадежное: никто и не пытается все это хоть как-то исправить. Из конторы вышли, сели в машину и - домой, за забор и ворота с навесным замком. Или в Швейцарию. Потому в Ульяновске и туристов нет. Не за чем им сюда ехать. Хотя резерв привлекательности у города есть. Это те же набережные Волги и Свияги, сегодня заброшенные, захламленные и неустроенные.
Сергей ПОЛЕНОВ