Писатель из Ульяновска Кир Луковкин известен не только как автор социальной фантастики, но и сочинитель произведений «темного направления» и триллеров. На портале «Ульяновск – город литературы ЮНЕСКО» опубликовано интервью с прозаиком, основной темой которого стала нынешняя пандемия в плане того, как она повлияет на изменение мира. Разговор коснулся и темы современной российской литературы и мнения писателя о городе, в котором он живет. Предлагаем читателям познакомиться с молодым автором и приводим этот текст в несколько сокращенном виде.
- Люди всегда со вниманием относятся к книгам писателей-фантастов: иногда их тексты сбываются. Как Вы воспринимаете ситуацию с коронавирусом в мире?
- Ситуация, конечно, серьезная. Людям следует проявить максимальную аккуратность и ответственность, чего, к сожалению, у многих недостаточно. Сейчас наблюдаю два условных «лагеря» – паникеры и насмешники. Первые сильно сгущают краски, вторые предпочитают игнорировать проблему. Я думаю, что отношение ко всей этой пандемии – хороший тест на человечность. В ближайшее время мы все очень многое узнаем и о себе, и о других людях. Люди начнут раскрываться по-настоящему.
- Многие говорят, что мир уже никогда не будет прежним после пандемии.
- Мир изменится, это точно. Можно многое предположить – и ошибиться. Хотелось бы, чтобы мир стал лучше, чтобы вся эта ситуация стала для человечества полезным уроком, но, к сожалению, мы знаем, что у людей короткая память. Чтобы изменить что-то в мировосприятии, нужна по-настоящему серьезная причина. И человек устроен так, что теории и предупреждения на него не действуют, пока он сам не убедится собственными глазами, а когда это произойдет, будет уже поздно. Я вообще придерживаюсь довольно мрачных взглядов на наше будущее. Нет, я не думаю, что мы погибнем от разных причин, как описывают в апокалиптических романах, но жизнь станет гораздо сложнее. Во-первых, самоизоляция людей ударила по экономике и может вызвать рецессию или даже кризис, в зависимости от длительности пандемии. А это может стать причиной социальных проблем. Будет ужесточен контроль за передвижениями людей, за их состоянием здоровья. и все мы окажемся «под колпаком». Одновременно произойдет стремительный рост дистанционных технологий, робототехники, виртуальной реальности, беспилотного транспорта. Производители пересмотрят цепочки поставок, страны пойдут по пути самоизоляции. Но все это – только при длительном эффекте. Если все закончится благополучно, мы просто станем лучше заботиться о своем здоровье.
- А у Вас какие отношения с реальностью? Бывает, что, например, выпадаете из нее?
- Любой писатель или поэт воспринимает реальность несколько иначе: для него реальность – это источник творчества.
- Как происходит процесс письма? Получаете ли от этого удовольствие?
- Творчество должно приносить только удовольствие. Если меня не тянет, я не пишу. Я не связан обязательствами с издательствами и поэтому пишу свободно, что хочу. У меня нет плана на написание установленного количества текста. Я могу не писать год или два. Это неважно. Важно, что написанное раньше уже существует, а то, что должно быть написано – неизбежно появится.
- Кем Вы себя больше ощущаете – преподавателем или писателем?
- Сложно сказать, сам до конца не разобрался. Но сочетание получилось полезное. Я стараюсь всегда узнавать новое, чему-то учиться и делиться своими знаниями и опытом, а лучше всего это получается, если умеешь интересно рассказывать.
- Как Вы чувствуете себя в Ульяновске как писатель? Вам нужна среда или это неважно? Вообще, какие отношения у Вас с городом?
- Хорошо себя чувствую. Среда не имеет значения. К городу отношение двоякое – нравится, что он зеленый и не перенаселенный, и не нравится общая отсталость в развитии.
- Какие тенденции можете отметить в современной российской литературе?
- Российская литература идет по пути упрощения. Тексты становятся короче и проще на фоне огромного числа пишущих людей. Поймать в этой массе что-то качественное сложно.
У нас есть давнее разделение на жанровую литературу, которая считается неким гетто, и так называемую «большую» литературу, которая считается элитарной. Сейчас границы между ними постепенно размываются, и это меня радует. Я вообще не люблю жесткие границы.
Еще мне нравится, что между автором и читателем исчезли преграды. Сейчас любой автор может публиковаться в Интернете и завоевывать там читателей. Бумажная публикация становится приятным, но уже не обязательным бонусом.
Из позитивных сдвигов можно также отметить, что некоторые жанры у нас на подъеме. Например, раньше как-то не особо был популярен хоррор, а теперь есть целая волна молодых авторов, пишущих в этом направлении и пишущих довольно хорошо. А вот что меня настораживает, так это общее падение грамотности.
Технически большой роман писать легче, чем рассказ. В рассказе не должно быть ничего лишнего, и он должен быть законченной историей при малом объеме. Сделать это непросто. А вот роман дает широкое поле для действия. Но и здесь главное - соблюдать меру.
Справка
Кирилл Луковкин родился в 1985 году в столице Азербайджана городе Баку. В 1990 году семья переехала в Ульяновск. В 2007 году окончил Ульяновский государственный педагогический университет по специальности «Юриспруденция». Работает преподавателем. Публиковался в журналах «Реальность фантастики», «Млечный путь», «Эдита». Дебютный роман «Цитадель», написанный на стыке антиутопии и постапокалипсиса, вышел в 2016 году.