Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

Почем образование в Ульяновске?

Родители ульяновских школьников пожаловались, что в школах с них собирают деньги на приобретение рабочих (печатных) тетрадей. Управление образования ответило, что школа обязана давать только учебники, а тетради, пусть даже и отпечатанные к учебнику, могут купить родители. Обязательными для освоения программы являются учебники. А покупка дополнительных материалов зависит от желания и возможностей родителей.
В этом заявлении много странностей и последствия его могут принести совсем не те плоды, на какие рассчитывает «местный наркомпрос». Попробуем разобраться.

После заявления Управления образования, СМИ в интернете запестрели заголовками: «Школьные поборы возвращаются», «Школьные поборы в Ульяновске» и прочими. Что такое эти «Школьные поборы»?

Это словосочетание появилось в нищих 90-х. Тогда любой рубль оторвать от себя было сложно. Люди вспоминали советское детство, говорили, что «раньше никто и никогда ни на что не собирал». Это, конечно, неправда. Вот несколько исторических фактов: во-первых, старшие классы, дающие право на поступление в ВУЗ, в СССР с 1940 по 1956 год были платными. Только с развитием экономики, в «годы застоя», их сделали всеобщими и неоплачиваемыми.

Во-вторых, те, кто учился в школе с 50-х по 70-е годы прошлого века, помнят, что все учебники покупали родители.

В-третьих, знаменитый советский педагог Амонашвили в книге «Здравствуйте, дети» описывает, как он знакомится с родителями и выясняет, кто, где работает. Автор объясняет, что это нужно для того, чтобы понять, кто и что сделает для класса. «...Значит, вы подарите нам в кабинет шторы...». То есть, родители не скидываются деньгами, но все же должны принести что-то в советскую школу, как-то облагородить её. Заслуженный педагог считает это нормой.

Бесплатные учебники появились только в 80-х годах, от родителей требовались только тетради. В линейку и клетку. Правда, тогда на всех не хватало контурных карт по географии. Причём, купить их тоже было сложно. Знаменитый советский дефицит присутствовал и в этой сфере. Часто учитель выдавал для работы на уроке по одной контурной карте на двоих.

Ещё такие карты могли использоваться на уроках истории, но учителя часто отказывались от их использования, потому что их не было в достатке, и изучали древнегреческую «Ойкумену» по большой карте, которая, кстати, была в каждой школе и хранилась в лаборатории. Учитель перед уроком её у лаборанта получал, а после урока сдавал. И процесс обучения шёл, не требуя никаких дополнительных затрат.

И советские учителя иногда рассказывали о своих коллегах, работавших до революции. Говорили, что, если вспомнить описания даже дореволюционных земских учителей и школы того времени, то все они держались на родителях учеников, которые несли туда деньги, пуды муки и прочее.

Что и говорить, зарплата обычного советского педагога в 120 рублей иногда заставляла задуматься о том, что «неплохо бы пуда 2 муки».

А уж в 90-х, когда временами не было ни денег, ни еды, когда государство занималась только реформами, но не учебным процессом, будто расцвел бизнес по написанию новых учебников.

«Родная Речь» Никитиной (нашей землячки, кстати), «Геометрия» Погорелова, «Физика», «Химия», «Биология», да все учебники и сама программа были объявлены устаревшими и изо всех щелей посыпались новые авторы, новые программы и новые же учебники.

По законам маркетинга, чтобы завоевать рынок, бумага в новых учебниках перестала быть серой, параграфы пестрели цветными картинками и врезками вроде «это интересно».

Учителя на «игру повелись». Часто закупившие летом учебники родители узнавали в начале учебного года, что «купили все не то», что «Марьванна сказала, что мы по экспериментальной программе пойдем». Учебники приходилось перепокупать. Кому везло, те умудрялись продать свои учебники, как Буратино азбуку, ученикам из параллельного класса, где программа была другой.

Время шло, а жизнь богаче не становилась. Учебников же расплодилось столько, сколько, думается, и специалистов по их написанию не было. Одни задачки из них чего стоят: «Для того, чтобы приготовить 4 тонны салата из лука, огурцов и помидоров нужно взять 2000 килограммов огурцов и 15 центнеров помидоров. Вопрос: сколько центнеров лука понадобится повару. Центнеры переведи в килограммы и тонны».

Реальная задачка. И никто не спросил автора, что мысленно должен представить себе ребёнок? Что он должен думать про повара-идиота, который 4 тонны скоропортящегося продукта приготовить решил? Понятно, автору задача на тонны нужна, так и сочинял бы про песок. Любой здравомыслящий человек вам скажет: условия задачи должны быть актуальными для детей. Должны их готовить к реальной жизни, а не погружать в интеллектуальный и культурный шок. Так, с пришествием разнообразия учебников, образование стало покидать школу.

И вот, некоторое время назад, государство решило убрать все это из практики. Детям вновь стали выдавать бесплатные учебники, а в некоторых случаях даже бесплатно кормить. Чтобы разница между богатыми и бедными учениками стала незаметной, они вновь ввели школьную форму. Ну, хорошо же, да? Хорошо. Если смотреть поверхностно.

Форму стали утверждать школы и педсовет. Поэтому не у всех родителей стало на неё хватать денег. Банки немедленно отреагировали кредитным предложением: предложили кредиты на то, чтобы ребенка в школу собрать.

Нашли повод для саморекламы и депутаты с чиновниками. Они организовали целое движение «Помоги собраться в школу». Куда не адресно, а оптом закупали то, что есть дешевого в данный момент. Рюкзачки, карандаши, альбомы. Ручки. Все красивое и за копеечку. Все то, что родители и сами бы купили. А вот с формой… Кто же знает, какой цвет костюма узаконили педагоги вашей школы? Берите карандаши с альбомом, кредит в банке на форму и не вякайте. То есть, не забудьте депутату своего округа благодарность выразить. «От лица» и так далее. Стремительно теряющие рынок учебникописаки придумали себе выход. Каждый учебник стал снабжаться рабочей тетрадью. Для чего? Ну, во-первых, туда входили картинки, что не поместились в учебник. Задачки всякие важные из тех, что в советском журнале для маленьких детей «Весёлые картинки» на последней страничке печатали. Ну, типа: «Помоги мышке пробраться к сыру» или «Какой цвет в радуге лишний».

Работать в этих тетрадях начинали, вот только их никогда не заканчивали. Ну нет ни на уроке, ни дома, времени на эту ерунду. Однако же с учеников эту тетрадь требовали. Как говорится, положено по уставу, значит должно быть.

И вот теперь родителям сказали, что «рабочие тетради» придётся покупать. Вполне понятно, что это смогут сделать не все. Понимаете, это ставит детей в неравные условия. Тот, у кого родители богаче, учится лучше, потому что имеет больше материала, а у тех, кто беднее — хуже. Потому что не хватает денег.

К чему это ведёт? Как ставить в одном и том же классе оценку ребёнку, которому купили необходимое наглядное пособие, и другому, у кого этого пособия нет? «Тебе 2 за то, что ты нищий»? Конечно, это будет приводить к межличностным конфликтам в классном коллективе. И ощущение себя ребёнком «второго сорта» тоже будет.

Логично управлению образования Ульяновска стоило бы сразу ввести «школы для нищих». Где сразу бы объясняли, что, раз ты нищий, учись здесь, на госминимум. Потом тебе никакого вуза, в лучшем случае ПТУ. Дети бы учились днем, а вечером караулили бы своих более «упакованных» сверстников и немного «разупаковывали» их из соображений «классовой борьбы».

Чиновникам не до закупки тетрадей. Им некогда. У них дебет-кредит и «освоение средств». У них много работы. Они не бездельники. Они просто страшно далеки от школы. Школа для них давно уже не детский коллектив, не коллектив педагогов. Даже не здание. Для них она — расходная статья бюджета города, области, страны. От того и проблемы в системе образования.

Но выход есть. Правда, сложный и большой. Это перестроение программы так, чтобы приобретение всего нужного для обучения не било по карману. Чтобы все имели равный доступ к образованию. Чтобы «потолком» были способности ребёнка, а не финансовые возможности родителей. Короче, все как должно быть. И поменьше «форумов» и «конференций». Побольше работы. Настоящей, вдумчивой, а не отчетной.

Фото https://vk.com/wall43636026?offset=480