Обыкновенное ли чудо?
Владимир Золотарь замахнулся на Генрика нашего Ибсена…
Давным-давно, кажется в прошлую пятницу… А может, и не в пятницу. А может, и не давно. В общем жила-была одна норвежская семья — жила-то хорошо, да кончилось всё плохо… Однако режиссёр Владимир Золотарь не во всём согласился с драматургом Генриком Ибсеном, хотя тот написал пьесу «Кукольный дом» по мотивам реальных событий и реальных судеб…
Старая пьеса на новый лад
В общем, в последние выходные зимы Ульяновский театр драмы представил публике очередную премьеру — спектакль «Кукольный дом» по одноимённой пьесе норвежца Генрика Ибсена, почти всю жизнь проведшего в позапрошлом веке. Впрочем, Владимир Золотарь привычно переселил в наши дни персонажей пьесы, написанной 1879 году, — они и одеты, как в XXI веке, они «зависают» в смартфонах, а главная героиня общается с собственными детьми и их нянькой исключительно онлайн... Что ж, это вполне себе прагматично — не надо всех персонажей, придуманных стариком-Генриком тащить на сцену… Что б остальным было, где разгуляться.
Итак, счастливое семейство Хельмеров готовится к Рождеству, и даже тот факт, что Нора перестаралась при закупке подарков, её мужа, Торвальда, конечно, смущает, но не слишком — ведь он вступает в должность директора коммерческого банка, и скоро, очень скоро можно будет жить «на широкую ногу», ни в чём себе не отказывая.
Но вдруг, как снег на голову, появляется давняя подруга Норы — Фру Линне, недавно похоронившая мужа, и оставшаяся без средств к существованию. Слово за слово, и Нора открывает подруге «страшную тайну»: когда-то Торвальд был болен, и ей пришлось втайне от мужа занять денег, чтоб по совету врачей отвезти его на год в Италию. И теперь она, также втайне от мужа, которому посчастливилось выздороветь, постепенно выплачивает долг, хватаясь за любую работу, при этом, не забывая делать вид, что ведёт жизнь обеспеченной бездельницы, которая даже заботы о детях перекладывает на няньку. Казалось бы, было бы куда проще рассказать Торвальду всё, ведь она так поступила ради него, даже пойдя на то, что подделала подпись на векселе. Но почему-то она считает признаться в чём-то таком невозможным? Впрочем, не исключено, что с точки зрения норвежского обывателя из XIX века это действительно немыслимо. Но откуда в позапрошлом веке смартфоны? Конечно-конечно, одна из целей театрального искусства — поднимать вечные проблемы: коварство и любовь, милосердие и жестокость, героизм и трусость и тому подобное… Всё это действительно было всегда — навсегда и останется. Но! Отношение людей к подобного рода сторонам жизни меняется в зависимости оттого каковы «о времена, о нравы…». А они меняются, и многое из того, что казалось невозможным в позапрошлом веке, сейчас делается легко и просто.
Такая вот «оптимистическая трагедия»…
В общем, нет особого смысла пересказывать все перипетии сюжета — проще прочесть пьесу или посмотреть спектакль. У Генрика Ибсена всё кончилось, скорее трагично, хотя, с другой стороны, главная героиня нашла себя. Она ведь в итоге ушла от трусливого, скаредного и неблагодарного мужа. У Владимира Золотаря случилось ЧУДО — видимо, как рождественский подарок зрителю. Публика любит оптимистичные финалы, коими Владимир Александрович её радовал нечасто. Стоит вспомнить крайние премьеры — «Макбет» и «Любовь людей», где вообще «все умерли». Что поделать — и так бывает, причём чаще, чем нам всем хотелось бы.
Но в «Кукольном доме» от Владимира Золотаря всё изменилось к лучшему мгновенно, хотя никаких причин тому не было и даже предпосылок не наблюдалось. Просто сменился кадр, и семейная пара вдруг стала снова счастлива, Нора вернула себе способность мирно «щебетать», Торвальд — привычную уверенность в себе, подруга Норы, Фру Линне, возможно, вернула себе старую любовь, хотя это осталось «за кадром», но, раз такое дело, вполне могло подразумеваться… Да! Ещё и дети остались при матери, а мать — при них, что тоже немаловажно…
Хотя, может быть, в этом-то и вся трагедия? Нора ведь так и осталась в «кукольном доме». А ведь в предпоследнем эпизоде, казалось, у неё открылись глаза на всё, что сопутствовало её прежней жизни: «Я была здесь твоей куколкой-женой, как дома у папы была папиной куколкой-дочкой…». И её желание «самой подумать об этих вещах и попробовать разобраться в них» так и осталось неисполненным под гнётом счастливой повседневности, в которую она вернулась.
Так что, финал-то, по сути, остался трагичным, но не до всякого это, вероятно дошло. Тем не менее, публика получила свою «пилюлю оптимизма» и с благодарностью проглотила её. Может быть, Владимир Золотарь — всё-таки бо́льший реалист, чем Генрик Ибсен?.. И показать это ему помогли исполнители главных ролей — Юлия Ильина, Николай Авдеев, Оксана Романова и Марк Щербаков, а также заслуженные артисты России Ирина Янко и Виктор Чукин — врач и служанка. Да, кстати, дети… Они ведь тоже появились, но не на сцене, а большом экране между трансляцией рекламы чипсов и какого-то боевика-блокбастера — Георгий Авдеев, Екатерина Бухалова и Даниил Золотарь.
Анатолий Капустин, фото автора