Самое время вспомнить…Иван Полбин
Иван Полбин всегда делил славу со своими боевыми товарищами.
На прошлой неделе, 11 февраля, исполнилось 78 лет со дня гибели в небе над городом Бреслау нашего земляка, дважды героя Советского Союза Ивана Полбина. В этот день состоялось возложение цветов к памятнику героя в Ульяновске, в котором приняли участие две его правнучки – Анастасия и Елизавета, приехавшие из Москвы…
Легенды, слухи, факты
Они также посетили два музея, один из которых, расположенный в школе № 46 имени Полбина, полностью посвящён Ивану Семёновичу, а во втором – Ульяновском Краеведческом имени Ивана Гончарова – развёрнут стенд с подлинными документами, наградами и личными вещами легендарного человека, которого другая легенда советской военной авиации, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин назвал «образцом человека и летчика».
Начало этим двум собраниям когда-то положила сама вдова героя Мария Николаевна Полбина, благодаря которой в Ульяновске хранятся многие подлинные документы, часть его писем, наград и личных вещей. А вот многие ли наши сограждане знают и помнят боевой путь Ивана Полбина, его подвиги и обстоятельства гибели меньше чем за три месяца до конца войны – это большой вопрос… Впрочем, напомнить никогда не поздно…
Если дата и обстоятельства гибели Ивана Полбина сомнению не подвергаются, то по поводу даты и обстоятельств и даже места его рождения существует множество разночтений. Достаточно отметить, что даже в Большой Советской Энциклопедии – одна дата рождения (14 января 1905, или 27-го с поправкой на новый стиль), а в свидетельстве о рождении и собственноручно написанной автобиографии – другая (27 января по старому стилю, или 9 февраля – по-новому).
Если верить метрике, то Иван Полбин появился на свет в селе Ртищево-Каменка Сенгилеевского уезда Симбирской губернии. Но и в этом есть определённые сомнения. Может быть это, конечно сочинение пропагандистов советских времён, может, просто местная легенда, но не исключено, что какие-то факты за этим и стоят. Итак, после «Кровавого воскресенья», что случилось в Санкт-Петербурге 9 января 1905 года, народные волнения раскатились по всей стране до самых до окраин, не миновав Симбирскую губернию. В селе Ртищево-Каменка произошла стихийная сходка, где с пламенной речью выступила местная жительница Ксения Полбина, будучи на девятом месяце беременности. Она выразила общее возмущение беспросветной жизнью сельской бедноты, критиковала существующие порядки и чуть ли не призывала к свержению существующего строя. В итоге, она была арестована и этапирована Симбирск - в женскую тюрьму. Так что, есть версия, что именно здесь, в тюремной камере, появился на свет ее сын Ваня. На волю отпустили мятежную крестьянку с ребенком на руках только через полгода. Разумеется, батрацкая семья всячески приветствовала революцию 1917 года, а для юного Вани Полбина она дала реальный шанс «выйти в люди». Осенью 1918 года, в тринадцатилетнем возрасте, он покинул родное село, устроился в бригаду ремонтных рабочих на железной дороге. В 1922 году, будучи учащимся Карлинской школы 2-й ступени, вступил в комсомол и вскоре стал секретарем волостной комсомольской организации, а в 1927-м вступил в партию большевиков.
Добивался – и добился!
Казалось бы, человеку с такой биографией, все дороги открыты, но его путь в авиацию прямым и лёгким назвать трудно. Еще будучи школьником он «заболел» авиацией, много читал о самолетах, даже создал и возглавил в селе Карлинском отделение Общества друзей Воздушного флота. Он рассказывал сверстникам о петле Нестерова, о самолете «Илья Муромец», летчике Уточкине, организовал сбор денег на постройку эскадрильи «Наш ответ Чемберлену». В 1927 году, когда подошёл призывной возраст, он просился в авиацию, но не прошёл туда по медицинским показаниям – врачи обнаружили, что мизинец на левой руке, травмированный еще в детстве, не сгибался. Лишь после окончания срочной службы в стрелковой дивизии в 1929 году ему удалось добиться зачисления в Вольскую теоретическую школу летчиков. В декабре 1930 года Иван Семенович был направлен в Оренбургскую школу летчиков, где он освоил полеты на «У-1» и «Р-1», а закончив её в 1931 году, полтора года работал там же летчиком-инструктором. А потом служил в различных авиационных частях Забайкальского военного округа, был командиром экипажа бомбардировщика, отряда и командиром эскадрильи. Летом 1939 года на Халхин-Голе в боях с японской авиацией довелось Ивану Полбину пройти боевую проверку с эскадрильей бомбардировщиков, которой он командовал. Капитан Полбин совершил тогда девятнадцать боевых вылетов, был награжден орденом Ленина, а в начале 1940 года получил назначение командиром бомбардировочного полка.
Начало Великой Отечественной войны застало его в Чите, но уже 15 июля 1941 года 150-й полк скоростной бомбардировочной авиации, которым командовал майор Полбин, перебазировался из глубокого тыла на один из прифронтовых аэродромов Западного фронта. С этого дня, почти ежедневно, летчики полка совершали по два-три боевых вылета в сутки. На самые ответственные задания майор Полбин лично возглавлял боевые операции своего полка – и по ночам, и в непогоду. К сентябрю 1941 года на его счету было уже более семидесяти боевых вылетов. Первую звезду Героя Советского Союза Иван Полбин получил во время Сталинградской битвы, в августе 1942 года. А уже в ноябре полковник Полбин был назначен командиром дивизии, а в марте 1943 года – 6-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса. В 1944 году гвардии генерал-майор авиации Полбин в составе авиации 1-го и 2-го Украинских фронтов участвовал в нескольких операциях - Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Ясско-Кишиневской и Львовско-Сандомирской. В этих боях летчики-гвардейцы показали высокое мастерство, четкую слаженность, массовый героизм и отвагу. В середине июля 1944 года, когда началась Львовско-Сандомирская операция, командующий фронтом приказал подавить артиллерию противника. Одна за другой в небо поднялись группы пикирующих бомбардировщиков Пе-2. И первую из них вел лично командующий корпусом Иван Полбин. Здесь в полной мере доказал боевую эффективность его «фирменный» стиль бомбометания: над целью самолеты образовали несколько кругов: один выходил из пикирования, другой вел огонь, третий пикировал, четвертый находился на боевом курсе. В одной из своих статей Полбин писал: «Судя по опыту Львовской операции, «вертушка» в очень большой степени помогла нам держать противника под длительным и сильным воздействием авиации на решающих участках главного удара и наносить ему небольшим числом самолетов крупный урон в живой силе и технике…»
Небо осталось его призванием
К февралю 1945 года Иван Полбин совершил 157 боевых вылетов, за что был представлен к награждению второй медалью «Золотая Звезда». Казалось, до Победы совсем немного, но война есть война… Буквально за пару дней до своего сорокалетия, 11 февраля 1945 года, Иван Семёнович Полбин вёл девятку Пе-2 для удара по окруженному немецкому гарнизону в городе-крепости Бреслау (ныне польский город Вроцлав). Его самолёт был сбит прямым попаданием вражеского зенитного снаряда… Погиб он сам и штурман, а вот стрелку-радисту удалось спастись. Он выбросился на парашюте, оказался в плену, но вскоре был освобождён нашими наступающими войсками. А ведь, по воспоминаниям родственников, Ивана Семёновича несколько раз пытались отправить в тыл на штабную работу, но он всегда находил способ вернуться на фронт, говорил, что не летать он не может. И в письмах своих он не раз упоминал об этом же… Небо он считал своим призванием.
Сейчас в Полбино переименовано его родное село в Майнском районе – бывшее Ртищево-Каменка. Его имя носят три школы – в селе Карлинское, городах Ульяновске и Москве. Кстати, последняя расположена на улице его имени в столице. Также его имя присвоено Оренбургскому высшему военному авиационному училищу.
Одна из его правнучек, Анастасия Нежурина описала свои воспоминания о том, как впервые в полной мере осознала, кем был её прадед: «Однажды, когда я училась в школе, в третьем классе, мне предложили сделать доклад перед одноклассниками о членах семьи – участниках Великой Отечественной войны. И тогда мама мне и рассказала впервые о нашем знаменитом прадеде. Конечно, я слышала о нём и раньше, но в силу возраста не слишком вникала в историю семьи. И тогда был ещё жив другой наш прадед, Зосима Кузьмич Кузаков, который во время войны служил в танковых войсках. Я даже однажды ездила с мамой к нему в гости в Белгород… И мы с сестрой Елизаветой, конечно, знали, что в нашей семье – два героя Великой Отечественной, один выжил, а другой, Иван Семёнович, погиб за три месяца до Победы…».
Кстати, Иван Полбин был не единственным человеком в семье, кто посвятил себя авиации. Его сын Виктор закончил Сызранское военное летное училище, стал летчиком-истребителем. Но в 1961 году, во времена Хрущёва, в стране было массовое сокращение численности армии, в том числе, и авиации, и Виктор Иванович под это сокращение попал. Потом он работал переводчиком на таможне, но при первой возможности вернулся в авиацию, но уже в гражданскую. И до самой пенсии был командиром экипажа Ан-24. Ушёл из жизни Виктор Иванович в 2000 году…
А память об Иване Полбине хранят не только названия школ, училищ и улиц, не только экспозиции в различных музеях. Её хранят и его потомки. Анастасия, правнучка героя, так выразила свои мысли по этому поводу, свои эмоции: «Мы-то относимся к нему как к нашему родственнику, но это связано, скорее, с нашими чувствами, и на самих фактах никак не отражается. Может быть, кто-то с точки зрения истории знает о нём больше, чем мы, но мы ещё и относимся к нему как родному человеку. Разница только в этом. В позапрошлом году мы готовили фильм для школьного музея в Ульяновске и читали письма Ивана Семёновича, которые он писал с фронта своей жене, Марии Николаевне. И нас поразила красота стиля, ясность выражения мыслей и чувств, раскрывающая всю глубину любви к своим родным… Показательно и то, что он почти никогда не употреблял местоимения «я». Когда речь шла о военных событиях, он писал «мы», «мои соколы», он всегда делил славу со своими боевыми товарищами».
Анатолий Капустин
Фото https://www.culture.ru/live/broadcast/9029/ivan-semenovich-polbin