Желали другим, заморозило самих
По опыту нескольких дней на Рождество, оказавшихся аномально холодными, страшно подумать, что будет, если, не дай бог, такая погода продержится несколько недель, как в начале 1979 года, когда из-за аварии на ТЭЦ половина Ульяновска осталась без отопления.
В минувшие рождественские дни предкатастрофа охватила почти все. Одна за другой следовали коммунальные аварии – по большей части на электро- и теплосетях. Встали трамваи и автобусы. Горели дома и квартиры, отапливавшиеся от газовых плит и электроприборов. В пожарах гибли люди. Пешеходы падали на скользких тротуарах и дорогах и оказывались в лечебных учреждениях с переломами и другими травмами. Такой холод накрыл всего одну страну на нашей планете – Россию. В Европе, напротив, аномально тепло. Плюсовая температура или около нуля у наших ближайших соседей – в Украине и странах Прибалтики. Осенью, когда Европа вводила в связи с событиями в Украине санкции против России, приходилось слышать: «Да отключить им газ и пусть перемерзнут и передохнут!»
Но дошло и до газа, и до нефти, от закупок которых Запад начал отказываться сам. У нас ждали, что экономика европейских стран без российских энергоносителей рухнет, тепло и автомобильное топливо станут для населения недоступными, население взбунтуется и свергнет их правительства. Однако ничего из этого не произошло. Часть европейских государств от углеводородов из России отказалась сразу и совсем, другие какие-то объемы закупок сохраняют. Население не восстало, а погода к Европе более чем милосердна – мало где температура опускается ниже нуля градусов. Зиму же им наши эксперты обещали лютую, но и это пока не сбылось.
Произошло же обратное: холода обрушились на Россию. Кто-то считает, что это бог наказывает нашу страну и за то, что она желает другим народам «перемерзнуть и передохнуть», и за то, что она делает. Как бы то ни было, но резкое похолодание бьет по изношенной, а то и сгнившей инфраструктуре – в частности, по теплосетям и по отопительным системам внутри зданий, превращая все это в руины. Аукается, наконец, передача теплоснабжения в частные руки, выкачивающие из оборудования советской поры последние соки и перекладывающие их в виде денежных купюр в карманы хозяев теплоэнергетики и в их российские, и зарубежные хоромы. Аукается и безумное решение о массовой замене металлических труб и чугунных отопительных радиаторов в домах на пластиковые трубы и алюминиевые радиаторы. Аукается и равнодушное наплевательство на происходящее властей предержащих. И в общем, пока присоединяются, ублажаются и вылизываются новые территории, старые рассыпаются в труху. Да и небо не в меру ожесточилось.
Василий МЕЛЬНИК