Публикуем ответы на вопрос недели.
Дмитрий:
- Вы обозначили достаточно интересный вопрос. Думаю, споры о том, в каком доме лучше жить - в малоэтажном или в высотке, не утихнут никогда. Тот, кто всю жизнь прожил в «хрущевке» с низкими потолками, узкими лестничными проходами, просторными и зелеными дворами, вряд ли согласится бросить все и переехать куда-нибудь на 16-й этаж высотки в шумном городском районе, окруженной парковками. В современных домах очень мало создается для отдыха - маленькие детские площадки, мало зелени. В основном парковки и тротуары (которых может и не быть тоже). Проблема урбанистики в советское время очень тщательно изучалась. Хрущев заявлял о всеобщем использовании общественного транспорта. Вспомним пресловутый струнный трамвайчик по новому мосту, которому так и не суждено было жить. С другой стороны, жители многоэтажки с какого-нибудь 14-го этажа, насладившись красивым видом из окна, тишиной (ведь на этой высоте уже не слышно ни сигнализации машин, ни людей), попав на нижний этаж «хрущевки», будут чувствовать себя крайне неуютно. Ощущение жизни в аквариуме не будет оставлять. А теперь о стоимости ЖКХ. Представьте, сколько люди платят по строке платежки «ОДН» в 1000-квартирном доме по сравнению с обычной 20-квартирной «хрущевкой». А сейчас строят и малоэтажные дома с газовым поквартирным отоплением, где коммуналка в разы дешевле. Вот и делайте выводы, господа, как говорил небезызвестный герой кинофильма.
Ольга:
- Конечно, сейчас застройщики стараются на минимальной площади земли возвести максимальное количество жилой площади. Мне довелось жить в малоэтажном квартале, который лопнувший «Запад» так и не достроил. Расстояние между домами 20 метров. Живешь из окна в окна - тоже ничего хорошего. Слышимость с улицы высокая, звуковые волны отражаются от соседнего дома и проникают в окно. Так и хочется переехать куда-нибудь на 16-й этаж, чтобы не было слышно и видно никого!!! Но! В 16-этажках совсем нет дворов и нет парковочных мест. В современном мире нужно срочно и основательно решать вопрос с парковкой машин. В каждой квартире есть машина, а то и две! Дворы и детские площадки делают крошечными!!! А если это все соседствует с частным сектором, как в нашем городе, то начинаешь задумываться и о целесообразности высокоэтажной застройки вокруг особняков наших чиновников и коммерсантов и наблюдать за их жизнью свысока. У города нет главного архитектора, авторитетного, имею в виду. Все проекты новостроек делают маленькие частные архитекторские конторы. Уже не говорю об отсутствии звукоизоляции между квартирами! Вопрос интересный, требует дальнейшего обсуждения.
Ильгиз:
- В Америке есть города-призраки. Жители оттуда уехали, производство прекратилось, и никакой жизни не стало. Как бы эта картина не повторилась и у нас. Раньше мы жили на 12-м этаже дома №32 по улице Кирова. У нас - двое маленьких детей, и очень часто в то время в доме не работал лифт. Тяжеловато пришлось. Наконец терпение лопнуло, и мы оттуда уехали. С тех пор не люблю высотных домов. Бывает, трагические новости передают о пожарах и взрывах газа в высотных домах, когда людей, живущих на верхних этажах, спасти было проблематично, они из окон выпрыгивали. Надо восстанавливать деревни, людей заинтересовывать там остаться, работу им предоставлять, ссуду на землю. Тогда, возможно, им в город не будет необходимости перебираться. Жилье здесь дорогое, и строят кое-как. Высотки-то штампуют, а проблему озеленения города не решают. Трудно разве кустарников насажать? А какие дороги отвратительные! Парковок не хватает. Раньше, чтобы город в чистоте держать, дворники выходили в пять утра на работу. А сей час автомашиной ограничиваются, пыль в разные стороны разметают. Пешеходные переходы грязные. Внешний вид улиц неопрятный. На Нариманова висели безобразные емкости для цветов, их убрали наконец, а ржавые крепления так и остались «украшать» проспект.
Альберт Геннадьевич:
- Ни в коем случае не хочу жить в высотке. Взгляните вечером на эти здания – больше чем наполовину они не заселены. Ни в высотке на проспекте Нариманова, ни в новом доме на Минаева светящихся окон – единицы, никто там жить не хочет. А что творится на улице Радищева! Лепят и лепят высотные дома, как хотят. Работал в проектной организации, поэтому вижу, что никаких норм не соблюдено. Я живу совсем не в новом доме, но повышенной этажности (улица Радищева, 124). Переехал в свое время сюда, в этот дом на углу Радищева-Тухачевского, из Ленинграда. Дом ужасный, построен из отходов. Лифт работает через день. Тяжело очень ходить мне, 85-летнему пенсионеру, перенесшему компрессионный перелом позвоночника, да еще после операции на ногах, и к тому же с маленьким правнуком. Бывает, вниз лифт спустит, а наверх - никак. Либо срабатывает преждевременно. Так ведь небезопасно, малышу можно вообще руку сломать. «Лифтсервис» не справляется с этой устаревшей конструкцией лифта. Поэтому я и не хочу жить на верхних этажах. В домах с повышенной этажностью должно быть два лифта, один – грузовой. Но этого нет во многих домах. Я против подобных застроек. Но если уж живем мы здесь – куда же деться, так хоть бы власть обеспечила более комфортную жизнь людям. В нашем доме с 1992 года никаких ремонтов не было. Приходилось пороги обивать, через обращения к депутатам крышу чинить и так далее.
Евгения:
- Наша семья пыталась построить, как говорится, «с нуля» квартиру в высотке. Мы въехали в вожделенную квартиру на 19-м этаже с двумя балконами и шикарным панорамным видом одними из первых. И тут начался сущий ад. Квартир много, соседи не в одно время доводят до кондиции жилье. Ремонт – то тут, то там. Известка на полу в нашей квартире, которую мы приносили с площадки и из лифта, уже достала. Постоянно шумно, строительный мусор без зазрения совести выкидывался в подъезде и во дворе. Но вот дом заселен. Облегчения от этого – ноль. Пожив там еще три года, я поняла, почему такие дома называют «человейниками». Когда их, три аналогичных дома, полностью заселили, двор стал похож на муравейник. Детская площадка сразу как будто уменьшилась в размерах, места детям явно не хватало. Двор заполонили автомобили, хотя парковка там тоже была построена. Оттуда пришлось срочно уезжать.
Виктор Григорьевич, Ленинский район:
- В России земли – навалом! А одна из самых больших наших бед – стандартная застройка городских улиц многоэтажками. Как будто других технологий в России нет! Необходима масштабная реконструкция наших городов, потому что земли достаточно для того, чтобы строить дворцы для жилья, а не высотные бараки. Высотное строительство приводит к тому, в частности, что увеличивается концентрация людей, уплотняется общественное пространство. Наши чиновники от строительства хотят застроить страну в стиле западно-европейских стран. Но не получается. Потому как у них цель – не украсить города ни сделать жизнь горожан более комфортной. А ими руководит желание обогатиться за счет многоэтажек, похожих на спичечные коробки. Где у нас архитекторы, вырабатывающие стратегию развития строительства страны? Петр I построил Петербург действительно в стиле европейских стран, но ведь на века. Раньше строили князья, купцы, небедные люди, деньги не уходили, как сквозь решето, за границу. То есть они работали на царскую Россию. У нас же капитал богачей не работает на страну, его вывозят за границу. Если вы, чиновники и олигархи, отменили советские праздники, так живите хотя бы по правилам, как при царе. Вместо спичечных коробков стройте в России красивые здания в стилях модерн, барокко, рококо и других. Правда, народ нищает с каждым днем, и что-то не заметно помощи от богатых и очень богатых людей, которые и разбогатели-то нечестно, «прихватизировав» задарма советские заводы и фабрики, а людям при этом не компенсировав их материальных потерь.
Александрия, Ленинский район:
- Высотки строить не нужно. Нормальный человек квартиру в них не купит – вот мое мнение.
Тамара Лаврентьевна:
- Не знаю, как люди живут в многоэтажках. Помню, ездила в командировку в Москву. Там офис на 20-м этаже. Я как поднялась, у меня сразу давление подскочило. Лучше строили бы больше малоэтажных и малоквартирных домов. Максимум пять этажей, а лучше – два-три. Я живу на Среднем Венце. Наш дом стоит на речке Симбирка уже много лет, и ничего. А рядом налепили высотных домов!.. Когда вырыли котлованы, они водой наполнились, кое-как их засыпали и продолжили строительство.
Александра:
- Психологи считают, что люди, которые живут высоко, подвергаются риску для здоровья и жизни. А уж имеющим психические заболевания, такие, как неврастения, депрессия и так далее, вообще опасно находиться на этажах выше пятого. А «хрущевки», хотя и подвергаются критике, зато простоят долго, советские технологии позволяют это, не смотрите ,что в Москве их сносят!
Владимир Леонтьевич:
- Если вспомнить историю – Россия никогда не славилась градостроительством (за исключением храмов, есть среди них уникальные и прекрасные). Питер и Москва застраивались иностранными архитекторами и по иностранным образцам и стилям. На качественное строительство домов нужны огромные деньги, а их нет. В свое время строились так называемые «хрущевки», но это для обеспечения многих людей жильем. Так решалась эта задача в то время. Эстетики в многоэтажках – никакой. Все дома как солдаты - одинаковые, страшные, со временем даже облезшие, требующие, но не дождавшиеся капремонта. Проводить новые инженерные сети к строящимся зданиям затратно, вот и жмутся новые дома к старым, чтобы коммуникации использовать те еще. А вдаль не идет строительство из-за этого, чтобы жилье не удорожать. И что хорошего жить окно в окно? Не зря США называют большой деревней. Там люди предпочитают селиться за городом.
Сергей Иванович:
- Отношусь к высоткам отрицательно. Это чисто коммерческий проект для получения прибыли при меньших затратах. А жителям каково там? Это на первое время расходов на коммуналку меньше. По окончании гарантийного срока вырастит квартплата. Помню, в молодые годы мы, студенты ПГС (факультет промышленно-гражданского строительства. – Ред.), посетили Краеведческий музей, где проходило обсуждение застройки центра города. Мы с восторгом смотрели на проект застройки улицы Радищева, где даже был предусмотрен бесшумный ход трамвая по рельсам на резиновой основе. А получили – уродство! Дома – машины, ни квадратного сантиметра на озеленение, не соблюдены никакие нормативы. То же – на улице Громовой. Построили 12-этажный дом без двора, дети идут гулять в соседние дворы. Впечатление, что у нас нет архитектора. А скорее всего, некоторые депутаты Гордумы выкраивают себе лакомые кусочки в центре города.
Сергей Васильевич:
- Наша гора имеет сложное строение, тем более находится в поймах двух рек – Волги и Свияги. А есть еще подземная своенравная речка Симбирка. Было два озера: на улице Федерации - Маришкинское и в районе старого здания Центробанка, на улице Гончарова (там была лучшая в городе лодочная станция). И множество прудов. Предки были правы, что не строили в наших краях высоких зданий. Оползни здесь случались всегда. А кроме того, нельзя забывать о вреде здоровью людей, живущих на верхних этажах.
Записала Елена ФЕДОРОВА