По сообщениям СМИ, авиакомпания «Якутия» разобрала на запчасти два находящихся у нее в лизинге самолета «Суперджет 100», сняв с них двигатели и установив их на другие два «Суперджета» - вместо вышедших из строя.
Двигатели иностранные, но из-за введенных после начала спецоперации на территории Украины санкций зарубежные производители прекратили поставлять в Россию как эти агрегаты, так и всю авиатехнику вообще, и поломки ставят самолеты на прикол. В итоге приходится идти на такие вот шаги, названные в интернете авиационным каннибализмом. То есть пожиранием одними самолетами других, чтобы продолжать авиаперевозки. С ними, правда, ситуация тоже все печальней. 13 аэропортов России с февраля закрыты, в том числе в таких крупных городах, как Краснодар и Ростов-на-Дону. А Европа в рамках все тех же санкций закрыла для российских самолетов свое небо, и туда, как и в ряд других стран Запада мы больше не летаем.
Моему знакомому надо было по личным обстоятельствам на один из греческих островов. Раньше улететь туда можно было прямым рейсом из Москвы, Казани, Самары и других регионов России. Сейчас прямых рейсов из России нет, и ему пришлось лететь сначала в Ереван, а оттуда - в Грецию. Возвращался тем же путем, причем из Еревана на Средиземное море и обратно до Еревана летел самолетом венгерской авиакомпании. Рассказывает, что в аэропорту ереванской столицы полно русских, которые направляются в самые разные страны - от Азии и Африки до Евросоюза и США. И ереванский аэропорт получил после февраля второе дыхание и выход на широкие просторы, превратившись в международный пассажирский хаб. Оживление и вообще в экономике Армении, этой крохотной страны, измотанной конфликтом из-за Карабаха с Азербайджаном, и давним конфликтом с Турцией. Но сейчас все это сгладилось, самолеты из Еревана летят в том числе и в небе Турции, чего еще недавно невозможно было представить. В связи с наплывом в Армению молодых и здоровых россиян, уехавших от мобилизации, прогнозируется, что ВВП республики вырастет в этом году ориентировочно на семь процентов.
Похожая ситуация в Грузии, Казахстане, других республиках бывшего СССР, в которых также осели эмигранты из России. И их аэропорты тоже на подъеме. Другие мои знакомые в Израиль улетали, например, через Ташкент. Многие следуют в дальнее зарубежье через Казахстан. И еще через Стамбул, Арабские Эмираты, Саудовскую Аравию. Наш же большой авиапарк, состоящий, в основном, из самолетов европейского и американского производства, посажен на землю, поскольку находящиеся у наших авиакомпаний в лизинге «Аэрбасы» и «Боинги» лизингодатели перестали обслуживать и потребовали самолеты вернуть. Российские власти возвращать лайнеры отказались, но и летать на них за рубеж авиакомпании не могут - из-за риска, что в зарубежных аэропортах эти самолеты будут задержаны и арестованы. И дорогостоящие машины теперь, вероятно, просто ржавеют. Или, как отечественные «Суперджеты» в Якутии, разбираются на запчасти, чтобы было на чем летать хотя бы внутри России. У соседей же рынок авиаперевозок переживает расцвет - им открыты все континенты, и они могут приобретать у иностранных производителей любые самолеты. И сейчас, думаю, их власти ломают головы, размышляя над тем, как относиться к российской специальной военной операции, нежданно-негаданно подарившей им экономический ренессанс и импульс к развитию. Так что нам впору уже завидовать маленькой Армении, перед населением которой распахнуты ворота в мир, а перед россиянами они все плотнее закрываются.
Сергей КУЗНЕЦОВ.
Фото armeniabarev.ru