На аппаратном совещании в горадминистрации заслушали доклад директора Агентства городского развития Олега Асмуса о состоянии экономики за первые восемь месяцев текущего года и прогноз на оставшиеся до конца года месяцы. И то ли экономика запуталась, то ли Асмус, но доклад, изложенный интернет-порталами, производит впечатление предсказаний Нострадамуса, в которых ничего не понятно, и по которым случиться может все.
И уж к слову: если есть Агентство городского развития, которое содержится на средства бюджета, зачем нужна еще и городская администрация? А теперь - в этот темный асмусовский лес. «Оборот организаций по всем видам деятельности за восемь месяцев 2022 года составил 309 млрд рублей - почти на процент больше, чем в аналогичном прошлогоднем периоде, - пересказывают данные Асмуса СМИ. - Резко выросла деятельность, связанная с недвижимостью (в 1,8 раза), научно-техническая деятельность (в 2,2 раза), строительная отрасль (+48 процентов), деятельность организаций досуга и развлечений (+29 процентов). В то же время обрабатывающие производства показывают минус 16 процентов, водоснабжение и водоотведение - минус 20 процентов».
И дальше прямая цитата: «Похуже ситуация в отгрузке предприятиями товаров собственного производства - 109 млрд рублей, или 87,3 процента. За последние три месяца снижение идет на 0,5-1 процент каждый месяц. С одной стороны, неметаллической минеральной продукции отгрузили на 63 процента больше, бумаги - на 87 процентов, «пищевка» выросла на 22,4 процента. В то же время производство компьютеров, оптических и электронных изделий - всего 30 процентов к прошлому году, обработка древесины, производство мебели - 86 процентов, прочие машины и оборудование - 23 процента к прошлому году. За счет роста цен и замещения идет увеличение оборота и снижение отгрузки товаров собственного производства. Поэтому в прогноз на окончание года заложили 85 процентов по сравнению с 2021 годом. Мы все прекрасно пронимаем основное бюджетное правило - бюджет должен быть реальным, чтобы не накачивать его теми вещами, которые не произойдут».
Разномастная картина и в прибыльности предприятий. С одной стороны, она выросла, а с другой - увеличилось количество убыточных предприятий. «Резко изменилась структура строительства - вся стройка ушла из жилищного строительства в смежные работы. Еще один настораживающий фактор - резкое снижение объемов строительства населением жилья за собственные и/или заемные средства. За последние лет 15 под 70 процентов жилья строило именно население. Сейчас объем такой стройки упал почти в два раза... Люди себя сдерживают, доходы падают, изменились банковские условия». Неплохо дела, по словам Олега Асмуса, в розничной торговле - 64 млрд рублей, или плюс 13 процентов. «Эта отрасль становится двигателем экономики - там все деньги, плюс в условиях санкций для наших предприятий сложились неплохие условия».
Асмус как будто бродит и не может найти ключ к происходящему. А на мой взгляд, этот ключ в ценовой политике. Если точнее, в произвольном повышении цен на все и вся. Этим, думаю, объясняется и рост розничной торговли, вздернувшей после 24 февраля цены и на промтовары, и на продукты питания (Асмус в своем докладе называет общий уровень официальной инфляции в 15 процентов, а продовольственной - в 19 процентов). «Неплохие условия» в условиях санкций для наших предприятий означают уход с российского рынка иностранных конкурентов и опять же повышение (ничем не обоснованное) цен отечественными производителями. И выросшая прибыльность «наших предприятий» объясняется, вероятно, ростом цен на продукцию, а не ростом произведенного в штуках - отгрузка-то продукции собственного производства падает. И уход населения из сферы жилищного строительства тоже - не просто из-за падения доходов, но и из-за вызванного повышением цен на все, роста расходов домохозяйств и их обнищания, так что стало не до нового жилья. «Пищевка», как элегантно выразился Олег Асмус, выросла на 22,4 процента - и это наверняка выросло не товарное производство, а цена на «пищевку». И «оборот организаций по всем видам деятельности» остался на том же практически уровне (309 млрд рублей) из-за роста цен. Этот показатель, кстати, демонстрирует, на сколько в реальности упало производство: цены выросли, по данным Асмуса, на 15 процентов. При сохранившемся обороте это означает сокращение на те же 15 процентов товарного производства. То есть до 85 процентов, как и отмечает в своем докладе директор Агентства городского развития.
В общем, в экономике города идет обвал, который Олег Асмус, будучи чиновником, как обвал представить не может, а должен показать как в целом рост и кое-где падение. Вот поэтому он, возможно, и путается. В статистике же давно используется уловка, в соответствии с которой счет ведется в рублях, а не в единицах произведенной продукции, что позволяет статистикой виртуозно манипулировать. Упало производство на 10 процентов, но на 10 процентов выросли цены, а в целом остается как бы статус-кво. Только не везде ростом цен удается спад маскировать. Выпуск «прочих машин и оборудования», например, снизился согласно докладу Асмуса на 77 процентов, и тут уж цены на «прочие машины и оборудование» на эти 77 процентов не поднимешь, потому что не найдешь покупателей. Играть ценами легко там, где речь идет о населении - в рознице, в фармацевтике, в ЖКХ, в «пищевке» и проч. По легендарному уже принципу «люди лучше нефти». Это и происходит. Ну и умиляет приведенная Асмусом сфера досуга и развлечений, где рост составил 29 процентов. Сегодня самое время для песен и плясок.
Автор Василий МЕЛЬНИК.
Фото 73регион.онлайн