«Женихи» в Ульяновске не поскандалили
Александр Панкратов-Черный способен на «высший пилотаж»
В Ульяновск привезли московский антрепризный спектакль «Женихи, или Как родители дочке жениха выбирали» с Александром Панкратовым-Черным в главной роли. Скандальную известность эта комедия приобрела год назад. Когда в Сибири популярный киноактер вышел на сцену, якобы, в нетрезвом виде. По отзывам очевидцев, исполнитель главной роли с трудом стоял на ногах, держась за декорации, забывал реплики. Их ему подсказывали партнеры по сцене. В Ульяновске скандала не случилось.
Самому Панкратову-Черному в январе 2023 года даже пришлось оправдываться. Дескать, вел себя так из-за роли: «Мы там сидим с партнером и пьем бутылку водки. Пьяных изображаем. В результате - просто клевета!» А в Ульяновске, где он признаков неуважительного отношения к публике не проявил, Александр Васильевич добавил:
- Если бы все, о чем говорят и пишут про меня, было бы правдой, я бы только и делал, что каялся и извинялся.
Актером можно и не быть, но вот поэтом…
Летом этого года исполнилось 40 лет фильму «Мы из джаза». Знаковая картина, по его словам, в судьбе актера:
- Это был успешный старт, абсолютный успех. И абсолютный прорыв. И потом режиссер фильма Карен Шахназаров про меня не забывал. Я получал роли в самых известных его картинах: «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер». И каждый образ – попадание в десяточку.
А ведь артистом Панкратов-Черный мог и не стать. В юношеские годы его захватила иная страсть. Которой он, кстати, верен по сей день:
- Писать стихи я начал еще в Горьком на подготовительном отделении филфака университета. Посещал там поэтическую секцию, которой руководил поэт-фронтовик Борис Пильник, друг Твардовского и Асадова. Как-то на занятиях я написал стих на тему «мозг». Зарифмовал его с Родиной. Посчитал сочинение неудачным и выбросил в урну. А в группе был стукач. Он вытащил бумажку и передал куда надо. Я уже тогда над этим посмеялся. Это была такая защитная реакция на страх. Меня на полном серьезе чуть не объявили антисоветчиком. Но стихи писать не бросил. Когда сегодня поэтическая муза захлестывает, могу даже от ролей начать отказываться. Сдуру…
Не Штирлиц…
Александр Васильевич из тех актеров, за которыми тянется шлейф комического обаяния. При этом в жизни он предельно и абсолютно серьезен, кажется. А вот серьезные роли…
- Вы не жалеете, что народное признание пришло к вам в легком жанре?
-Наоборот, можно сказать, даже хвастаюсь этим. Как-то я решил узнать у Вячеслава Тихонова, трудно ли было ему работать над ролью Штирлица? А он вдруг мне и говорит: «Да чего трудного-то? Ходил задумчиво, считал камешки под ногами. А за кадром Ефим Копелян играл меня голосом. Создавалось впечатление, что я очень умно рассуждаю». С комедийными ролями так не получается. Комедийная роль - это высший пилотаж актерской профессии. Создавая образ, ты прежде должен придумать характер: неожиданный, необычный. Евгений Евстигнеев говорил мне, что сыграть комедию намного сложнее, чем драму. За эту сложность я и люблю такие роли. Они отвечают мне взаимностью. А еще, мне по душе, когда люди улыбаются.
Алексей Романов