ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня

Процесс идет, только вот куда?

Депутаты ЗСО подняли на заседании комитета по природопользованию и охране окружающей среды вопрос об исключении Петрова оврага из реестра несанкционированных свалок. Почему вдруг эта территория ушла из программы, которая предполагает уборку и рекультивацию? Проблема сама по себе рассосалась? Этот и другие вопросы парламентарии задали министру природы Гульнаре Рахматулиной. Госпожа министр ответила уклончиво. Попробуем разобраться сами.

Из ответа Рахматулиной ясно, что о том, чья это земля и что с ней происходит, министру ничего не известно: «Проект разработан, но министерство получило информацию от городской администрации, что Петров овраг передан кому-то в пользование, мы разбираемся с вопросом».

В чем будет разбираться министерство – неясно, ведь рядом находится парк «Механика», который передан в пользование парку «Прибрежному». Он вычищен и убран. То же, что жители называют «Петров овраг», не должны убирать из программы. О том, что там сегодня свалка – известно всем. Вопрос с ней нужно решить. С одной стороны, там частный сектор и парк, а с другой - идет активная застройка Нового города. На его расчистку есть даже ПСД. Ведь Петров овраг до недавнего времени был в реестре. На вопрос, кто же исключил его из документа, Рахматулина ответила, что это сделали «федералы». Местные чиновники всегда, когда нет ответа, пеняют на федеральный центр. Хотя большинству людей понятно, что без соответствующей бумажки от местных чиновников, федералы ни о каком овраге даже не вспомнят.

Хочется напомнить, что в прошлом году было заявлено: в 2023 году в федеральный проект «Генеральная уборка» нужно включить шесть свалок: возле Сельдинского шоссе, у поселка Мостотряд, Петрова оврага и Соловьева оврага в Ульяновске, а также свалки в Сенгилее и Барыше. На разработку проектов рекультивации этих объектов было направлено 15 миллионов рублей областного бюджета. То есть, деньги, как всегда, уплачены, а проект… Урезан?

Свалки, подобные Петрову оврагу, есть почти в каждом селе. Иногда их устраивают жители, иногда – коммунальщики. Вывоз ТКО на действующие полигоны – дело затратное. Кроме того, говорят, что деятельность старых полигонов тоже вызывает вопросы.

Недавно эти площадки посетил Губернатор Алексей Русских и остался очень недоволен их состоянием и методами работы: вместо сортировки мусор прокатывают по автоматическим линиям, а потом все просто сваливают на полигоне.

Старая «морозовская» схема обращения с отходами уже себя изжила. Кстати, помощь пришла, откуда не ждали - областной суд 15 ноября своим решением признал ее недействующей. Решение основано на том, что ныне в России существуют новые подходы к регулированию медицинских, биологических, радиоактивных отходов, отходов животноводства, скорректированные требования санитарных правил, требования к продукции с содержанием вторичного сырья и многое другое.

Сформулировано и принято все это в 2022 году. Называется это «федеральной схемой обращения с ТКО». Кстати, она же содержит перечень объектов обращения с отходами, которые будут построены в нашей стране до 2030 года и получат поддержку со стороны государства. Новая схема отвечает целям, обозначенным в национальном проекте «Экология». Согласно им, через 6 лет нужно перейти к сортировке 100% отходов и снижению их захоронения на 50%.

Противники любых движений в эту сторону возражают: «Федеральная схема – это в общем, а конкретика, то есть количество отходов, зоны деятельности региональных операторов и все прочее – это вопрос территориальных схем.

Подобные документы есть в каждом регионе России. Наша отличается тем, что все задействованные в ней полигоны не соответствуют новым требованиям. Причину этого несоответствия губернатор видит в следующем:

- Технологии по захоронению отходов у нас устаревшие. В первую очередь, это говорит о том, что ни регоператоры, ни собственники полигонов не хотят вкладываться в новые технологии. Работа настроена только на зарабатывание денег. Меня такая позиция в корне не устраивает!

Необходимо отметить, что это заявление он сделал еще в прошлом году при посещении мусоросортировочных станций. Тогда глава региона предложил регоператорам содействие и поддержку, если они хотят развиваться и улучшать свою работу. Как вы думаете, что в этом направлении с тех пор было сделано? Кто из операторов обратился за поддержкой, начал реализовывать какие-то проекты? Никто. Ничего. Не сделал. Именно поэтому самым логичным итогом стало решение областного суда, в котором, кроме прочего, говорится, что полигоны не отвечают требованиям. Нужно отметить, что данные от Росприроднадзора и прокуратуры это подтверждают.

Однако у решения суда есть «второе дно». Закрыть действующие полигоны, значит погрузить в хаос систему утилизации ТКО. А это, в свою очередь, приведет к тому, что все дворы и улицы Ульяновска за какие-нибудь две недели станут труднопроходимыми из-за мусора. Владельцы свалок понимают, что их в любом случае не закроют, поэтому даже не собираются модернизировать их. Зачем тратить деньги на развитие, когда «и так никто никуда не денется?». Как было однажды сказано, «нравится, не нравится, терпи, моя красавица».

Согласно современным требованиям, новые полигоны должны размещаться далеко от Ульяновска. Для «мусорного» оператора это означает увеличение затрат на перевозку ТКО. Как он компенсирует разницу? Правильно, увеличит цену на вывоз. С кого возьмут эти деньги? С нас с вами. И вот тут нужно признаться самому себе: состояние своего кошелька каждому дороже, чем экологическая обстановка. О том, что из-за соседства с полигоном можно заболеть – перспектива туманная. А вот увеличение платы за вывоз ТКО на сотню-другую рублей будет рождать так нелюбимую властями «социальную напряженность». Как говорится, «Везите в любой овраг, куда хотите, главное, денег берите поменьше и под окнами у меня не сваливайте».

Но вот это – не факт. Регоператоры требуют пересчитать нормативы накопления ТКО. Их мотивация: «мусорки не полные, зря камазы гоняем, солярку жжем, убыток сплошной». Хочется отметить, что нормы накопления рассчитывали из медико-санитарных соображений. Мусор, по идее, должен вывозиться не из полного контейнера, а еще до того, как остатки еды и прочее станут опасными для здоровья в плане формирования в контейнере болезнетворной среды. Но Министерство ЖКХ и строительства задалось целью пересчитать нормативы накопления ТКО. Так что все в плане вывоза зависит от министерских решений.

Однако ситуация совсем не безвыходная. Ее спасло бы наличие своих мусороперерабатывающих заводов. Сергей Морозов в бытность губернатором все время о них рассказывал, что-то где-то строилось, декларировалось, заявлялось, но получите истинную информацию: своих перерабатывающих заводов у нас нет. Совсем. Ни одного. В других регионах – есть, но везти вторсырье в соседние регионы невыгодно. Поэтому… Правильно, поэтому у нас и «утилизируют» мусор дедовским способом, если не сказать, животным, просто зарывая в землю. Ведь и кошки закапывают, да?

На площадке Общественной палаты Ульяновской области 13 ноября состоялось рассмотрение проекта новой территориальной схемы. Она общественникам не понравилась. Те, кто знаком с документом, говорят, что в ней не предусмотрены механизмы сбора крупногабаритных отходов, которые сейчас просто сваливают возле контейнеров. Жильцы МКД с мусоропроводами так и вовсе, выносят старый диван к подъезду и бросают его там. Свиньи? Плохие? А, скажите, куда? А куда людям сдавать опасные отходы? И в новом документе опять «не заложены средства на рекультивацию несанкционированных свалок». Но обратите внимание! На санкционированные полигоны денег тоже не отпущено. То есть эта схема отражает интересы только оператора, в плане экономии средств, а о людях опять забыли. Как писал Леонид Филатов: «Там собрался у ворот этот… Как его?.. Народ!».

Усилиями общественников документ пока не принят. Свои замечания эксперты передали в министерство, там их рассмотрят и решат, учитывать в финальной версии документа или нет. Так что, жизнь покажет, куда мусорная кривая выведет.

Александр Сергеевич

Фото: t.me/ulpressa