Таня и медведь
Советское становится своевременным в Ульяновском театре драмы
Был такой известный советский драматург Алексей Арбузов, 115-летие со дня рождения которого случилось. 85 лет назад он написал, а спустя еще десять лет переработал одну из своих самых востребованных на театре пьес «Таня». Но с 1987 года ее почти не ставили. Слишком не для нового времени она оказалась. Но прошло еще 40 лет и в конце концов премьеру спектакля «Таня» на сцене Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова представила молодой режиссер из Санкт-Петербурга Ирина Дремова.
Пьеса была написана драматургом специально для легендарной актрисы театра Вахтангова Марии Бабановой. С тех пор роль Тани играли лучшие актрисы страны от Ольги Яковлевой до Алисы Фрейндлих. Все они исходили не из сиюминутности материала о девушке, поссорившейся с мужем и удравшей с новорожденным ребенком в глухую тайгу, чтобы совершать там подвиг исцеления больных, находящихся иногда за десятки километров. Такой вот каждодневный подвиг? Но еще история любви и другого подвига - самопожертвования ради одного мужчины и ради человечества глобально.
Последнее понятно и в наши дни. Даже современно. И своевременно. Именно на это сделали ставку одна из ярких представителей современной женской режиссуры Дремова и исполнительница главной роли в новом ульяновском спектакле Маргарита Волкова. Их Таня понятна своим желанием любить и жертвовать свою любовь всем, кто в ней нуждается. А побег в глухую таежную практически безлюдь в данном случае, как сублимация этой самой любви.
Мужчин, сыгравших судьбоносную роль в жизни Тани, двое. В спектакле Дремовой это брутальный, но рефлексирующий Николай Авдеев в роли руководителя золотого прииска; и подвижный, эмоциональный, живой, искренний даже в своих ошибках Александр Лемехов, играющий мужа Тани Германа. Первый убедителен в своих сомнениях. Второй трогателен в своей уверенности. И в этом особая фишка интерпретации женщиной-режиссером мужской арбузовской драматургии. Когда суровая бытовая предметность уступает чувственной логике бытия, взлетающей в апогее вроде бы символичного поцелуя до цветаевского «вопля женщин всех времен». Человек есть! А вот нужен ли он?..
Своеобразный символ нового спектакля – косолапый хозяин тайги. Символ силы, которая может быть мягкой, и даже обескураживающе милой. Спойлер неблагодарный, но медведь на сцене и приятный собеседник, который покурит с тобой и эмпатию проявит. И нянька, когда нужно. И проводник через лес, знающий прогноз погоды на ближайшее будущее…
Поначалу кажется: фу на эти новые формы. А это и не форма на поверку. А содержание настоящего человека. Когда сила не совсем в правде. Не в правде идеи и идеологии. А в правде самой жизни. И Любви, пусть иногда даже первобытно-аутентичной.
Алексей Романов
Фото автора